В ночь на 3 мая 2006 года в сочинском аэропорту ждали рейс из Еревана. Этот маршрут для многих был сродни электричке: в курортном городе проживает большая армянская диаспора, поддерживающая тесные связи с исторической родиной.
Душа компании
Одним из 105 пассажиров рейса 967 был 32-летний Артур Тумасян. У одного из создателей команды КВН «Новые армяне» дела в ту пору шли хорошо. Проект Comedy Club после нескольких лет мытарств получил эфир на ТНТ, стремительно став одной из самых модных телевизионных программ. Тумасян, который, по словам друзей, был душой их компании, много и напряженно работал. Уже были почти готовы сценарии двух полнометражных фильмов, да и других планов хватало.
Отец Артура планировал переехать в Америку, и он приехал в Ереван, чтобы помочь в сборах.
У Тумасяна была слабость, о которой знали близкие: авиаперелеты он ненавидел, всячески стараясь их избегать. Но на сей раз времени на слабости не было. Да и что может случиться в недолгом перелете? В аэропорту Сочи его должна была встретить любимая женщина, поэтому Артур без колебаний поднялся на борт.
«Погода на пределе, но проходит»
Из ереванского аэропорта Звартноц лайнер Airbus A320-211 с регистрационным номером EK-32009 вылетел в 0:47 по московскому времени 3 мая 2006 года.
Пилотировали самолет 40-летний командир воздушного судна Григор Григорян и 29-летний второй пилот Арман Давтян. Оба считались опытными летчиками, хорошо знавшими Airbus А320. Также в состав лётного экипажа входил бортинженер Николай Хачатрян. В салоне самолёта работали пятеро бортпроводников: Марина Асратян, Лусине Геворкян, Анаида Абелян, Роман Шелеметьев и Армен Арутюнян.
Среди 105 пассажиров рейса было 77 граждан Армении, 26 россиян, а также по одному гражданину Грузии и Украины.
Взлет и набор высоты прошли в штатном режиме. Примерно через 25 минут полета, находясь в зоне ответственности диспетчеров Тбилисского центра, экипаж связался с Сочи, запросив фактическую погоду. Диспетчер Сочи сообщил, что погода ниже минимума аэродрома: высота нижней границы облаков 170 метров, видимость 2000 метров. После нескольких минут обсуждения командир принял решение вернуться в Ереван. Однако затем он попросил о фактическом замере погоды на аэродроме. Полученный ответ был таким: «Армавиа 967, видимость 3600 метров, нижняя граница 170 метров, за 30 минут. Погода на пределе, но проходит». После этого экипаж решил, что следует продолжать полет в первоначальный пункт назначения.
Уйти на второй круг
В 2:00 рейс 967 снова вышел на связь с диспетчером Сочи. Условия для посадки на полосе 06 в тот момент были выше минимума. Лайнер получил разрешение на снижение до высоты 1800 метров.
В 2:10, снизившись до высоты 600 метров, летчики получили от диспетчера последние данные о погоде: горизонтальная видимость 4000 метров, высота нижней границы облаков 190 метров. Самолет получил разрешение на посадку.
Но спустя 30 секунд диспетчер сообщил: нижняя граница облаков на 100 метрах, лайнер должен прекратить снижение и уйти на второй круг. Такой уход не самое приятное в авиации, однако ничего фатального для опытного пилота в этой задаче нет. Выполняя команду диспетчера, летчики прекратили снижение и начали набирать высоту.
Однако о наборе высоты 600 рейс 967 так и не доложил. В 2:13 он пропал с радаров.
Такое исчезновение не сулило ничего хорошего, хотя до последнего надеялись на лучшее. Около 4 часов утра представители МЧС сообщили: в 6 км от берега, возле устья реки Мзимты, обнаружены фрагменты самолета и спасательные жилеты. Затем начали находить багаж и останки погибших.
В состоянии стресса
Предположения о теракте и нехватке топлива были опровергнуты. Расследование показало, что самолет столкнулся с водой с работающими двигателями, находясь в исправном состоянии.
Что же послужило причиной смерти 8 членов экипажа и 105 пассажиров?
Конспирологии появилось немало. Утверждалось, что на борту поссорились представители криминала и компания сына высокопоставленного армянского чиновника. Выяснение отношений якобы перешло в перестрелку, и пилоты оказались, по сути, в заложниках.
Однако эксперты, проводившие расследование, заявили, что ни звуков выстрелов, ни взрывов на борту «черные ящики» не зафиксировали. Практически до самого конца никакой чрезвычайной ситуации на рейсе не было.
Ночной рейс в сложных погодных условиях вот-вот должен был завершиться. Выпущены шасси, еще немного — и лайнер коснется взлетной полосы. И в этот момент поступает команда: «Уходить на второй круг!» Пилоты оказались в стрессовом состоянии.
«Неадекватное пилотирование»
Из заключения Межгосударственного авиационного комитета: «При заходе на посадку самолет, находившийся на высоте 340 метров, прекратил снижение и начал осуществлять разворот вправо с одновременным набором высоты. В ходе разворота командир отключил автопилот и в условиях полной потери контроля над горизонтальной и вертикальной наклонностями начал сажать самолет. Дальнейшие действия экипажа были нескоординированы и недостаточны для вывода самолета из процесса снижения».
Эксперты МАК считают: «В начале маневра по прекращению захода на посадку экипаж не выполнил стандартную процедуру ухода на второй круг, предусмотренную РЛЭ, в части перевода РУД на взлетный режим, уборки закрылков на одну ступень и уборки шасси.
Одновременно с увеличением режима работы двигателей экипаж (КВС) штатным образом (кнопкой на ручке управления) отключил автопилот. Причиной отключения автопилота, наиболее вероятно, явилась неожиданная для КВС динамика и положение самолета при выполнении маневра: угол тангажа +210 , угол крена +250, падение скорости, 4 срабатывание сигнализации „SPEED SPEED SPEED“ и невозможность прогнозировать последующее изменение этих параметров. Дальнейший полет проходил в режиме ручного управления с двумя включенными директорами.
Анализ данных показывает, что впоследствии КВС перевел самолет на снижение с углом тангажа до 12 градусов на пикирование и углом крена до 40 градусов вправо».
Почему, начав набирать высоту, летчик затем вновь отправил самолет вниз? Точный ответ на этот вопрос дать нельзя. «Вероятно, такое неадекватное пилотирование могло быть следствием потери контроля за параметрами полета, в частности за тангажом, высотой и креном, при полете ночью в сложных метеоусловиях на фоне усталости и повышенного психоэмоционального напряжения», — говорился в отчете МАК.
Возможно, в ночное время суток свою ошибку летчики осознали лишь перед самым столкновением, когда исправить уже ничего было нельзя.
Последняя улыбка
Когда спасатели достали тело Артура Тумасяна, то поразились: на лице его застыла улыбка. О чем он думал в свои последние секунды? О том, что от судьбы не уйдешь? О друзьях и любимой? О реализованных и нереализованных проектах?
Прощание с Артуром состоялось в Москве, а похороны прошли в Армении. Проводить друга в последний путь собралась вся команда «Новые армяне».
Фильмы, для которых Артур Тумасян писал сценарии, были сняты и вышли в прокат.