Табачья упряжка. Курить в России начали задолго до Петра Великого

 Даже самые жёсткие запреты редко приводили к желаемому результату.

   
   

Сатанинское зелье

Точную дату появления табака на Руси определить затруднительно. Но в одном можно быть уверенным твёрдо – поначалу у нас его не запрещали. Первый запрет фиксируется только в 1634 году. Незадолго до этого в Москве произошёл грандиозный пожар. Следствие привело к дому, где баловались табаком. Так что запрет понятен и объясним.

После царского указа в большом количестве появились судебные дела, которые показывают, что табак русские знают уже давно. Скажем, пухлая рукопись 1638 года «О приводе шуян в табачном деле». В самом начале там говорится о том, что мужики из Шуи и окрестностей «держат табак у себя многое время, пьют его, и без табаку издавна никакого дела промеж себя у них не бывает».

«Издавна» – понятие растяжимое, но можно предположить, что с табаком у нас познакомились где-то за полвека с гаком до царёва указа. В конце XVI столетия. Это очень похоже на правду – в те времена на Москве жило множество англичан. Мода на курение среди них была повальная – в ходу была даже поговорка: «Кто не любит табак и вино, тот сродни дураку».

Древнерусская «папироса»

Пролить свет на то, как у нас употребляли табак, поможет другое дело, уже из Сибири. Вернее, донос якутского воеводы Петра Головина: «А в той де избе пил табак ис бумашки енисейской служивый человек Ондрюшка Козлов, и как де он, Ондрюшка увидел ево, воеводу, то де испужался и бумашку с табаком вкинул в рот и проглотил». Больше всего это напоминает стандартную самокрутку.

Кстати, стоил табак очень недёшево. Тот самый Ондрюшка на допросе показал: «Купил-де табак у тобольского служивого человека Мартынки Кислокваса, а дал по гривне за бумашку». Для сравнения: пуд коровьего масла стоил шесть гривен, пуд сёмги – три, а пуд ржаной муки – как раз одну.

Иными словами, если запрет и принёс какой-то результат, то лишь один – в потреблении табака Россия шла вровень с Европой. А кое в чём и обгоняла. Там табак был в свободной продаже, его особо не жалели и курили из трубок. А до экономных папирос, то есть бумажных гильз, набитых табаком, додумались лишь в середине XIX века. У нас же «пили табак ис бумажек» лет на 200 раньше.

   
   

Дымная святость

Следующим шагом был запрет законодательный. В «Соборном Уложении» 1649 года царь Алексей Михайлович обрушился уже не на пожарную опасность курения, а конкретно на табак: «А кто дважды или трижды будет приведён с табаком, тех пытать неоднократно, а после бить кнутом на торговой площади, а за многие приводы у тех людей вырывать ноздри и носы резать, и ссылать в отдалённые города».

Жестоко. Но потребление табака не упало. Даже возросло. Парадокс, но серьёзную роль в этом сыграла Православная церковь, которая, по сути, крышевала весьма доходный бизнес – контрабанду табака из-за рубежа. Тому есть масса подтверждений, но один эпизод настолько хорош, что удивительно, как по нему ещё не сняли кино.

В 1683 году закрутилось дело о новгородских крестьянах, которые «ездят в литовский рубеж по заповедной товар». О том, какие объёмы «заповедного товара», то есть табака, провозили на Русь, свидетельствует маленький эпизод. Один-единственный крестьянин, некий Терешка Еглин, был пойман на границе «на семи конех с мешками в 15 пудов табаку».

Это ещё цветочки. Розыск показал, что такой Терешка был не одинок. «Те крестьяне ходят с пищалями, и с топорками, и с бердышами, по двадцати человек и больше в Литву для табаку, и закупают на тысячу и больше рублёв».

Воевода забил тревогу. В Москву полетели доносы. Были мобилизованы стрельцы. Результат обескураживающий: «Пришли ко мне четверо стрельцов, биты и сечены саблями, говорили, что сделали им пакостно крестьяне Иверского монастыря».

И тут случился скандал. Выяснилось, что все крестьяне, ходившие за табаком в Литву, являются крепостными того самого Иверского монастыря, что на Валдае. Более того, когда воевода потребовал их выдачи, а заодно попытался конфисковать табак, монастырь, сославшись на царскую охранную грамоту, попросту спрятал их вместе с товаром в своих стенах.

Дело длилось больше 10 лет. В тот раз победила дружба. Новый царь Пётр Алексеевич, которого потом назовут Великим, понял, что страна прочно пристрастилась к курению и остановить процесс уже невозможно. И предпочёл его возглавить. Что характерно, по­слабление началось как раз с Иверского монастыря. В 1697 году после очередного доноса с Валдая в ответ пришло распоряжение: «Табак утайкою отнюдь не продавать. А кому хочетца торговать табаком, пусть явитца и заплатит пеню и будет у торговли».

Спустя пару лет английскому маркизу Кармартену была выдана лицензия на торговлю табаком в России. Заплатил он за неё 400 тысяч рублей. Деньги пошли на перевооружение армии и в конечном итоге на победу в войне со Швецией. Страну ждал невиданный табачный бум. И новые запреты. Но это уже другая история.

Наша справка

Появление табака в Европе связывают с именем Христофора Колумба. Действительно, в его дневнике от 15 ноября 1492 года появляется запись о том, что туземцы сворачивают в трубочку листья какого-то неизвестного растения, поджигают с одного конца и вдыхают дым. Однако сам Колумб лавров настоящего первооткрывателя табака не заслуживает. Заморское зелье он только попробовал. И не впечатлился.

Зато его товарищ Родриго де Херес, который шёл с Колумбом на одном корабле «Санта-Мария», может по праву считаться первым европейским курильщиком. А заодно и первой жертвой табака. Нет, он не умер от рака или эмфиземы и не нажил хронический бронхит. Просто по прибытии в Испанию Родриго затеял хвастаться новоприобретённым умением. Некоторое время его терпели. Но в 1501 году знаменитая испанская инквизиция арестовала его и судила как «человека, безусловно связанного с диавольскими силами». Основание? «Он пускает дым изо рта и носа – это неопровержимое доказательство!» И мореход угодил в тюрьму. Срок – семь лет. Как можно видеть, история табачных запретов в Европе началась сразу и с весьма высокой ноты.