Святое место раздора. Вечная история Стены Плача

Сегодня Стена Плача — один из самых известных достопримечательностей мира, к которой стремятся прикоснутся миллионы как паломников, так и простых туристов.

   
   

При этом об истории иерусалимской святыни широкой публике известно гораздо меньше. Для многих Стена Плача — это место, где молятся евреи и оставляют записки с самыми сокровенными желаниями. Но почему этот ритуал происходит именно там, и какой смысл он несет в действительности?

Нужно начать с того, что сами иудеи не придумывали название «Стена Плача». На иврите стена называется «Котэль Маарави», что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Речь идет об остатках западной стены иерусалимского Храма — главной еврейской святыни. 

Первый и Второй Храмы

Согласно Танаху, сборнику священных текстов в иудаизме, Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона, был построен в 10 веке до нашей эры как символ укрепления единства Израильского царства. В 586 году до нашей эры Первый храм был полностью разрушен вавилонянами под предводительством царя Навуходоносора.

Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию.

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.

   
   

Работы по строительству Второго Храма, или Храма Зоровавеля, были завершены в 516 году до н.э., то есть спустя 70 лет после разрушения Первого Храма.

За последующие столетия Второй Храм вместе с Иерусалимом пережил немало атак завоевателей, одни из которых относились к нему с уважением, а другие подвергали разграблению.

В I веке до нашей эры царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию не только Второго Храма, но и всей Храмовой Горы.

Храмовая Гора — Хар а-Мория, или аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — большая площадь, возвышающаяся над Старым Иерусалимом, где располагались Первый и Второй Храмы, и, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.

Реконструкция Ирода Великого изменила Второй Храм, сделав его одним из красивейших архитектурных сооружений своего времени. Сооружение начали именовать Храмом Ирода, хотя фактически в его правление работы на Храмовой Горе только начались, а завершены они были лишь при его правнуке.

Осколок былого величия

Во время антиримского восстания в Иерусалиме в период Первой Иудейской войны Второй Храм стал центром обороны повстанцев.

В 70 году нашей эры сын римского императора Веспасиана Тит (тоже будущий император) ценой больших жертв захватил Храм. В ходе штурма он был подожжен, и превратился в руины вместе с городом, а Храмовая гора была распахана.

Храм был разрушен, однако сохранилась часть строений, появившихся в период реконструкции, проведенной Иродом Великим. По приказу царя, Храм обнесли стеной, которая должна была удерживать грунт Храмовой Горы.

От этой стены сохранился участок длиной 485 метров на западном склоне — нынешняя «Западная Стена», или «Стена Плача».

Паломники и туристы не могут видеть всю стену целиком. Большая часть ее скрыта за постройками. Для молитвы отведены 57 метров стены, выходящие фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале. Высота открытого фрагмента стены достигает 19 метров, а полная высота от основания — 32 метра.

Стена Плача Фото: Shutterstock.com

Меж разных религий

После завоевания Иерусалима римлянами в отношении евреев действовали жесткие законы. Проживание в городе им было запрещено, а доступ на Храмовую Гору для молитв ограничен. При Константине I евреям разрешалось молиться на Храмовой Горе один день в году.

Приходя к уцелевшей стене, евреи оплакивали утрату Храма и горькую участь своего народа. Благодаря наблюдавшим за этим арабам и возникло название «Стена Плача».

С ограничениями доступа к Храмовой Горе евреи сталкивались в римский и византийский периоды, при Арабском халифате и владычестве мамлюков.

В 1517 году Иерусалим перешел под контроль Османской империи, и султан Сулейман Великолепный официально снял ограничения по доступу евреев к Храмовой Горе и Стене Плача. В этот период Османская империя стала местом убежища для евреев, подвергавшихся жестким гонениями в Европе.

К тому времени Храмовая Гора стала святым местом и для мусульман. В иудаизме скала, находящаяся на Храмовой Горе, считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с нее было начато сотворение мира. У мусульман здесь же расположен Камень Основания, с которого пророк Мухаммед совершил мирадж (вознесение на небеса вместе с архангелом Джабраилом). На этом месте в VII веке появилась мечеть Купол Скалы.

В честь этого же события на Храмовой Горе в начале VIII века была построена мечеть Эль-Масджид эль-Акса, считающаяся третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

На протяжении более чем 300 лет представители двух религий мирно уживались в Иерусалиме.

Как англичане не сохранили мир в Иерусалиме

Однако город рос, увеличивалось число паломников, и в районе Храмовой Горы стало тесновато. Поначалу речь шла о чисто бытовых конфликтах — местных арабов раздражали слишком громкие молитвы иудеев у Стены Плача. Затем мусульман встревожили попытки богатых еврейских бизнесменов скупить недвижимость в районе Храмовой Горы.

Власти Османской империи старались не допускать конфликтов между общинами, но разрешить противоречия не удавалось.

Во время Первой Мировой войны Иерусалим перешел под контроль английских войск. Британский командующий Эдмунд Алленби говорил, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны».

Под контролем Великобритании, однако, ситуация только ухудшилась. И еврейская, и мусульманская общины пытались расширить свое влияние, подозревая вторую сторону в злых намерениях.

В начале 1920-х голов активисты еврейской общины пытались добиться размещения возле Стены кресел для престарелых молящихся, а также специальных ширм, разделяющих молящихся женщин и мужчин.

Мусульманская община указывала, что это является нарушением запретов, установленных во времена Османской империи, которые сохраняли английские власти.

В мусульманской общине росли опасения, что евреи предъявят права не только на Стену Плача, но и на мечеть Аль-Акса.

Британские власти способов урегулировать конфликт не нашли. В августе 1929 года противостояние между двумя диаспорами перешло в вооруженные столкновения, жертвами которых стали 110 арабов и более 130 евреев.

В 1930 году Международная комиссия постановила, что мусульманский квартал в районе Стены Плача должен быть сохранен, но евреи имеют право свободного прохода через него и проведения религиозных обрядов.

«Храмовая Гора — в наших руках!»

После окончания Второй Мировой войны попытка создания на территории Палестины двух независимых государств — еврейского и арабского — закончилась войной между вновь образованным Израилем и его арабскими соседями.

По ее итогам в 1948 году Старый Иерусалим с Храмовой Горой оказался под контролем Иордании. Соглашение о прекращении огня предусматривало право израильских паломников на посещение Стены Плача, но фактически власти Иордании его не выполняли.

5 июня 1967 года между Израилем и арабскими странами вспыхнула новая война, вошедшая в историю как «Шестидневная».

7 июня 1967 года командир израильских десантников Мордехай Гур передал в эфир: «Храмовая Гора — в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Иерусалим вместе его святынями перешел под контроль Израиля.

После окончания войны прилегающий к Стене Плача мусульманский квартал был снесен, а на его месте появилось ныне известная всему миру площадь, где собираются туристы и паломники.

Военная победа Израиля позволяла ему диктовать свои условия в вопросе о Храмовой Горе. Однако полное изгнание мусульман, к чему призывали горячие головы, не сулило окончательного решения конфликта, да и не было бы воспринято международным сообществом.

Помолитесь о мире

Был установлен следующий порядок. При сохранении юрисдикции Израиля его представители осуществляют внешний контроль и охрану Храмовой Горы. Внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой Горы — Вакфу, покровителем которого являлся король Иордании. В 1993 году полномочия от короля Иордании перешли к Палестинской автономии.

Установленный порядок, однако, не стал залогом мира. Противостояние вокруг Храмовой Горы вспыхивает регулярно. Например, 28 сентября 2000 года визит на Храмовую Гору израильского политика Ариэля Шарона обернулся началом так называемой «Интифады Аль-Аксы» — растянувшегося на пять лет восстания палестинских арабов.

У каждой из сторон своя правда и свои принципы, которыми они не намерены поступаться.

Традиция вкладывать молитвенные записки в щели и трещины Западной Стены появилась в XVIII веке. Считается, что в такой форме обращения к Всевышнему быстрее доходят до адресата.

Со временем традиция была перенята представителями других религиозных конфессий. Никаких ограничений нет — оставить записку может любой.

Вот только молитвы о мире на этой святой земле пока остаются неуслышанными.