За последние несколько лет внешний вид родового дома основателей знаменитой «Трёхгорной мануфактуры» купцов Прохоровых успел измениться: на классическом здании на пересечении Рочдельской улицы и Большого Трёхгорного переулка были надстроены два новых стеклянных этажа. АиФ.ru вспомнил, чем изначально прославился «готический замок».
История создания
Скромный для своего времени замок Прохоровых появился в 1884 году, руководил стройкой архитектор Василий Залесский. Подобных проектов у зодчего было не много. Залесский, как и его партнёр Владимир Чаплин, дед знаменитой детской писательницы Веры Чаплиной, специализировался на отопительных и вентиляционных системах. На создание частного дома архитектор решился после завершения строительства комплекса зданий самой Трёхгорной мануфактуры и других промышленных объектов для семьи.
Дом в Большом Трёхгорном построен в традициях господствующего в то время классицизма на специально насыпанном холме. В оформлении дома многие критики отмечают не характерные для московской архитектуры готические элементы. Но главным достоинством здания практически единогласно принято считать парадную лестницу, выполненную из белого мрамора.
Заказчиком работ выступил Иван Прохоров, стоявший на тот момент во главе фабрики. Позже здание унаследовали его дети, новые хозяева фамильного бизнеса. Совсем неподалёку, в Среднем Трёхгорном переулке, располагался другой фамильный дом, который ещё в 1836 году построил Яков Прохоров. Согласно данным городских властей, здание официально числится объектом культурного наследия.
Главная задумка архитектора в Большом Трёхгорном сводилась к созданию принципиально новой панорамы улицы. Как раз этой цели послужил искусственный холм: здание должно было немного возвышаться над существующей застройкой – павильонами самой мануфактуры, приземистыми корпусами и социальными сооружениями для рабочих, которые до сих пор сохранились на Трёхгорном валу и в Среднем Трёхгорном переулке. Воплощённая в жизнь ландшафтная концепция просуществовала вплоть до 1950-х годов, когда после начавшейся массовой жилой застройки внешний вид района оказался достаточно сильно скорректирован.
Во дворе здания до середины 1940-х домов стояли несколько беседок и летних веранд, где заводчики в праздничные дни устраивали обеды для трудящихся. Постройки не сохранились, но составить довольно точное представление о внутреннем убранстве дома и двора Прохоровых можно благодаря одному из первых фильмов Сергея Эйзенштейна «Стачка» 1924 года. В особняке, согласно сценарию, жил владелец фабрики, ущемлявший права рабочих, и именно здесь снимались некоторые сцены. Во дворе комплекса зданий самой мануфактуры воссоздавались сцены с участием пролетариев.
Новые собственники
Помимо рабочих, в тесном соседстве с Прохоровыми жили другие купеческие семьи, но практически ни одна из памятных усадьб не сохранилась. В неизмененном виде стоит лишь расположенная в соседнем Нововаганьковском переулке обсерватория, построенная Московским государственным университетом в 1831 году на землях российского дворянина греческого происхождения Зоя Зосимы. Совсем рядом – храм святителя Николая Чудотворца, построенный в середине XVIII века, где во времена СССР располагался дворец пионеров имени Павлика Морозова.
Фабриканты Прохоровы прожили в своём замке совсем недолго, вплоть до 1920-х годов, когда из здания сделали ясли-сад для детей работников предприятия. Сама же семья, вопреки распространённому мнению, после революции не покинула страну. Согласно воспоминаниям одной из последних наследниц купцов, Веры Прохоровой, избежать расстрела её отцу, Ивану Прохорову, удалось благодаря вмешательству мануфактурных рабочих. До конца 1920-х семья жила в московском Царицыне, а бывший фабрикант работал консультантом при появившихся артелях. Последний владелец Трёхгорной мануфактуры умер в 1927 году, через несколько лет после этого его супруга устроилась на работу в бюро обслуживания первой советской туристической компании «Интурист». А дочь Вера впоследствии проведёт несколько лет в ГУЛАГе и будет работать на кафедре стилистики Московского государственного лингвистического университета.
В 1990-х здание было передано в частную собственность. В доме до сих пор зарегистрирована компания «Сенатор», которая, согласно данным «Спарк», ранее числилась за структурами холдинга «Арбат Престиж», а несколько лет назад была переведена в распоряжение малоизвестных кипрских структур.
Кроме того, в здании официально зарегистрирован музей «Престиж», распорядителем которого выступает основатель «Арбат Престижа» Владимир Некрасов. Согласно официальным данным, первоначальный метраж здания составлял 2,4 тыс. квадратных метров. После реконструкции площадь увеличилась до 3,3 тыс. Расширение площадей было достигнуто за счёт строительства двух дополнительных этажей со стеклянными стенами.
Смотрите также:
- От «сталинок» к «брежневкам». Как решали квартирный вопрос в СССР →
- Памятник торговле: история купеческих домов на Пятницкой →
- История одной коммуны: чем знаменит Дом Наркомфина →