Символ дружбы народов. В России и Казахстане вспоминают Чокана Валиханова

Памятник Чокану Валиханову в Казахстане. © / Commons.wikimedia.org

В ноябре научная общественность Казахстана и России отмечает день рождения легендарного этнографа, путешественника и востоковеда Чокана Валиханова. В середине XIX века ученый служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи. Он прожил короткую, но яркую и насыщенную жизнь, написав фундаментальный труд об этнографическом наследии казахов.

   
   

Пионер в коллекционировании преданий Казахстана

К сожалению, ни одна биография не содержит точной даты рождения Чокана Валиханова. Известно лишь, что он появился на свет в ноябре 1835 года на севере современного Казахстана (ныне это аул Кунтимес в Костанайской области). Чокан был правнуком Абылай-хана, руководителя Казахского ханства в XVIII веке. Чокан с детства получил хорошее домашнее образование, а в 12 лет отец отправил его на учебу в Омск. Русские друзья Чингиса Валиханова помогли устроить сына в Сибирский кадетский корпус. Здесь будущий востоковед познакомился с Григорием Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся исследователем Сибири, Казахстана и Монголии.

Интересно, что Чокан пришел в кадетский корпус, не зная русского языка, но вскоре его выучил. Потанин вспоминал: «Развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей… Чокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого». Юный казах зачитывался историко-географической литературой, мечтая о научных исследованиях, как он романтично говорил, «неизведанной Азии». И мечты сбылись.

Поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел Российской империи, Валиханов принял участие в серии военно-научных экспедиций по Центральной Азии, став пионером в коллекционировании преданий и легенд Восточного Казахстана. Его историческая политическая заслуга — командировка в китайский город Кульджа в 1856 году с дипломатической миссией, благодаря чему удалось восстановить дружеские связи между Россией и Китаем.

В царское время сочинения ученого вышли отдельным томом Русского географического общества по отделению этнографии, а уже в Советской России несколько раз повторно переиздавались. Академик Николай Веселовский, именитый исследователь Средней Азии, так охарактеризовал его: «За неполных тридцать лет Чокан сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

Чокан Валиханов и Фёдор Достоевский в Омске, 1858 год. Фото: fedordostoevsky.ru

Первый казах, образованный по-европейски

Отдельная страница жизни этнографа — дружба с великим русским писателем Федором Достоевским, 200-летие которого мир отметит 11 ноября. Сохранилась переписка друзей. «Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам», — писал Достоевский Валиханову.

По сути, писатель начертал ученому славную судьбу. «Лет через семь-восемь Вы бы могли так устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно полезны своей Родине, — писал Достоевский в другом письме. — Например, не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей Родине просвещенным ходатаем за нее у русских… Вы первый казах, образованный по-европейски. Судьба же сделала Вас вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу, и сердце».

   
   

В свою очередь, Чокан Валиханов отвечал Федору Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов».

По предположению некоторых литературных исследователей, Валиханов стал прототипом героя «Подростка» Аркадия Версилова (в рукописях к «Подростку» есть такая строчка, обращенная к Версилову: «Страшное простодушие, Валиханов, обаяние»).

Взаимопонимание культур

В Омске, где Валиханов учился и служил без малого 13 лет, бережно хранят память об ученом. По словам ректора Омского педагогического университета, председателя регионального отделения Российского Географического общества Ивана Кротта, это не просто дань памяти выдающемуся просветителю, а «жизнь в настоящем и взгляд в будущее».

«Чокан Валиханов стал подлинным символом дружбы между нашими народами, человеком, объединяющим эпохи и национальные культуры, — рассказал ректор. — В Омске очень многое связано с его именем. Одной из красивейших улиц в нашем городе является улица Валиханова, которая сейчас стала центром притяжения всех поколений, а для молодежи — своеобразным омским Арбатом. Я часто прогуливаюсь по этой улице с семьей, там прекрасный вид на Иртыш и всегда кипит жизнь: приходят студенты, молодожены, родители с детьми и ветераны. На этой улице своеобразная аура, очень завораживающая. Очень приятно видеть студентов Омского педагогического университета, которым тоже нравится эта точка притяжения, это современное городское пространство».

По словам Ивана Котта, большое внимание наследию Чокана Валиханова сегодня уделяет Русское Географическое общество, чьи эксперты, объединившись с казахстанскими коллегами из общественного движения QazaqGeography, выступают с совместными лекционными программами. В прошлом году в режиме видеосвязи РГО провело круглый стол, посвященный 185-летию со дня рождения просветителя, а также презентацию новой книги о его жизни и достижениях «Судьба и наследие Чокана Валиханова», автором которой является доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин казахстанского филиала МГУ Жарас Ермекбай. Ранее, в 2003 году, при содействии РГО был снят документальный фильм, посвященный Чокану Валиханову.

Ректору Омского педагогического университета вторит общественник, главный редактор проекта «Омская земля» Даниил Лапин: «Чокан Валиханов — одна из знаковых фигур для Омска, не зря в его честь названа одна из центральных улиц города, где расположен и памятник Чокану Чингисовичу. Благодаря его поездкам появились первые подробные описания Семиречья и Кокандского ханства. Как мне кажется, в Омске нет человека, который бы не слышал о Валиханове: кто-то видел памятник, кто-то изучал историю в кадетском корпусе, кто-то узнал о нем в краеведческом музее города».

По мнению заведующей отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, тюрколога Анны Дыбо, фигура Чокана Валиханова по праву является исторической.

«Такие люди, как Чокан Валиханов, всегда имеют значение для истории, — комментирует тюрколог. — Валиханов работал в период первоначального накопления европейской наукой данных о Центральной Азии. Он собрал значительный этнографический и фольклорный материал. В то же время он человек, совместивший традиционную национальную образованность с европейской, общался с петербургской интеллигенцией, учеными и писателями. Таким образом, в его лице осуществлялось взаимопроникновение и взаимопонимание культур, что, собственно, и важно для цивилизации».