Сибирский бог. Почему казачьего атамана Ермака считали шаманом

Ермак. © / www.globallookpress.com

Сейчас стало хорошим тоном говорить об этом деле с оттенком снисходительности. Дескать, начали-то, может, и хорошо, да вот только в результате отряд был разгромлен, домой вернулись всего 150 человек, а сам Ермак и вовсе сгинул где-то «на диком бреге Иртыша». И вот уже этот безумно смелый, величайший прорыв объявляется незначительным эпизодом: «Русские проникали в Сибирь и раньше, и позже Ермака». Сам же «удалой казак» предстаёт перед нами как герой не истинный, а назначенный советской пропагандой, поскольку имел подходящее происхождение - из низов.

   
   

Коротка кольчужка?

Это «ниспровержение мифов» на первый взгляд выглядит правдоподобно. Действительно, наши появлялись в Сибири лет за 200 до Ермака. Проповедовали слово Христа, обкладывали местное население данью и даже приводили его в зависимость от Руси. Но есть нюанс. Это самое местное население забыло о предыдущих и последующих завоевателях Сибири давно и прочно. А вот Ермака помнит. И советской пропаганде, при всём её могуществе, было слабо добиться такого почитания. Хотя бы по той причине, что началось оно ещё во время похода Ермака. А уж после его гибели приобрело поистине эпический размах.

Причём сразу: «Собрали на поминки его 30 быков, 100 баранов и учинили жертвоприношение по своему обычаю. И говорили, поминая, что, был бы жив Ермак, сделали бы его над собой царём». Между прочим, это категорически не устраивало исламское духовенство: «Мурзы и абызы запрещали поминать имя Ермака, чтобы слава его и честь забылись». Но дела русских и личность их предводителя оставили по себе такой след, что эти усилия были тщетными - слава только росла. Доходило почти до обожествления: «Калмыцкий тайша (племенной вождь. - Ред.) Аблай в детстве болел утробою. И давали ему пить земли с могилы Ермака, и здрав стал доныне. А когда тот Аблай идёт в поход, берёт с собой той же земли с Ермаковой могилы как залог успеха и победы, когда же земли той не брал, терпел неудачу». Русские свидетельства тех лет говорят о ситуации без обиняков: «И нарекли его в Сибири богом». 

 

Поклонением был окружён не только сам Ермак и его могила, но и личные вещи. В частности, знаменитая кольчуга, подарок Ивана Грозного, которая, по преданию, сыграла в судьбе Ермака роковую роль. Дескать, носил он её, не снимая, и в последней битве, спасаясь от предательского ночного нападения, бросился в реку - тут-то царёв подарок его на дно и утянул. В данном случае предания не лгут. Эту кольчугу можно и сейчас увидеть в Оружейной палате. В своё время она была изъята у сибирских татар силой - иначе с этой святыней расставаться не желали. А ведь за неё давали неплохую цену: «50 семей ясыря (рабов. - Ред.), да 50 верблюдов, да 500 лошадей, да 200 быков и коров, да 1000 овец».

Чем же русский конкистадор заслужил такую честь? Сибиряки считали его великим воином и сильным шаманом, татары-мусульмане полагали, что Ермак - чуть ли не шайтан, и даже русские не исключали того, что их вождь знался с нечистым: «Имел он в послушании у себя малую толику шишигов (бесов. - Ред.). Где рати недоставало, там он и выставлял их».

Василий Иванович Суриков, «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло.

Русский стиль

На деле же всё можно объяснить без вмешательства поту­сторонних сил. Ермак, вопреки многим легендам, отражённым в литературе и в кино, не был простым «вольным казаком» - этаким разбойником, лихим рубакой и компанейским парнем. Это был хладнокровный, умный военачальник немаленького калибра, успевший повоевать. Да ещё как! Попасть в хроники Ливонской войны мог не всякий. А в докладе польскому королю Стефану Баторию перечисляются особо опасные русские командиры. Среди них «Ермак Тимофеевич - атаман казацкий». Доводилось ему сражаться и со шведами - в битве под Лялицами именно удар кавалерии, в том числе и казаков, опрокинул шведский строй, и те в беспорядке бежали.

Воевать не числом, а умением, малыми силами, стремительными бросками и неожиданными ударами, используя все военные хитрости, импро­визируя на ходу, - вот стиль русского конкистадора. Вот что дало ему возможность за смешное время - неполных четыре года! - покорить Сибирь от Урала до нынешней Омской области, неоднократно разгромить силы татарского хана Кучума и занять его столицу. И дело здесь даже не в том, что русские якобы обладали превосходством в оружии. Были у хана Кучума и пушки, и ручной огнестрел. Дело в мастерстве и полководческом таланте, а здесь Ермак превосходил многих не то что в Сибири, но и в Европе.

   
   

Конечно, героя такого масштаба очень хочется умыкнуть у русских и объявить своим, в чём с недавних пор соревнуются представители некоторых народов. И прежде всего ссылаются на описание его внешности: «Плосколиц, волосом чёрен - типичный степняк!» Приведённая цитата - сплошное лукавство. Вот полное описание облика Ермака: «Лицо плоское, брада густая, чёрная, волосы чёрные и кудрявые, глаза светлые». У природных степняков борода растёт плохо, а волосы и вовсе не вьются - это во-первых. А во-вторых, слово «плоский» в старину часто использовали как синоним слова «узкий». Так что «сын степей» испаряется и остаётся простой русский казак. В окружении таких же русских казаков, которые были «с Дону, с Волги, с Казани, с Астрахани», но носили великорусские имена и прозвища - Иван Гроза, Иван Кольцо, Богдан Брюзга, Иван Шуянин, Афанасий Темниковец, Иван Карчига, Иван Окул («карчига» в новгородском говоре - «хрипун», а «окул» - «хитрый, продувной»). С ними связан грустный, но, к сожалению, традиционный сюжет. После гибели Ермака и отхода его отряда иные казаки через несколько лет вернулись в Сибирь, закрепились там и продолжали воевать во славу Руси. А спустя многие годы первый тобольский архиерей Киприан писал: «Есть люди из ермаковых казаков, с самого сибирского взятия, иным по сто лет и больше, на боях ранены, за старость от службы отставлены, волочатца меж двор и помирают голодною смертью».

Смотрите также: