«Шапками закидаем». Слова и выражения, рожденные Крымской войной

Деталь панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя» (1904). © / Public Domain

Неудачная для России Крымская война 1853-1856 годов оставила заметный след в европейской истории. Этот конфликт стал первым, столь подробно освещавшимся мировыми СМИ. Впервые в столь широком масштабе были применены методы информационной войны. Этот конфликт продемонстрировал в деле передовые образцы новейшей военной техники, что стало крайне неприятным сюрпризом для российских военных стратегов, ибо отставание империи от передовых европейских стран оказалось катастрофическим.

   
   

Помимо всего прочего, Крымская война оставила после себя целый ряд терминов и крылатых выражений, говоря современным языком, «мемов». Порой, используя их, мы даже не задумываемся об их происхождении.

Реглан

18 июня 1815 года французские войска под командованием Наполеона Бонапарта потерпели поражение от коалиционных сил в сражении при Ватерлоо. Это поражение поставило точку в биографии Наполеона как полководца и политического деятеля.

В сражении при Ватерлоо британский офицер Фицрой Сомерсет, младший сын Генри Сомерсета, 5-го герцога Бофорта, получил тяжелое ранение, в результате которого он лишился руки.

На военной карьере Сомерсета это не сказалось. Дослужившись до генеральских чинов, он в 1852 году был произведён в пэрство под титулом барон Реглан.

Фицрой Сомерсет, барон Реглан. Фото: Public Domain

В 1854 году Реглан был произведён в полные генералы и принял начальство над английскими войсками, посланными против России во время Крымской войны. Уже в ходе кампании он был произведен в фельдмаршалы.

Командующий носил одежду специального покроя с таким видом рукава, который позволял немного скрыть физический недостаток.

   
   

В Крыму такой покрой показал себя с лучшей стороны: вода не проникала под одежду из-за отсутствия шва. По имени английского барона именуют сегодня и покрой рукава, и фасон одежды.

Самого Реглана реглан в России не спас: он умер под Севастополем от холеры.

Кардиган 

«В день, когда исполнилось мне 16 лет, подарила мама мне вязаный жакет...» — эта песня отлично бы подошла Джеймсу Томасу Браднеллу, 7-му графу Кардигану.

Джеймс Томас Браднелл, 7-й граф Кардиган. Фото: Public Domain

В июне 1854 года Кардиган был назначен начальником лёгкой кавалерийской бригады, отправленной в Крым.

Столкнувшись с русскими холодами, от которых сильно страдали британские кавалеристы, он заказал для них вязаные жакеты на пуговицах и без воротника, поддевавшиеся под форменный мундир. Такой вид одежды вскоре получил название «кардиган» и навсегда обессмертил имя лорда Кардигана в мире моды.

Правда, отметился Кардиган и в еще одном эпизоде Крымской войны, известном как «Атака легкой кавалерии».

«Атака легкой кавалерии»

25 октября 1854 года во время Балаклавского сражения британское командование создало эпизод, напоминающий столь любимые в России мифы про «атаки с черенками от лопат».

В ходе утреннего боя русским войскам удалось захватить несколько английских пушек. На тот момент артиллерийские части не имели знамён, а на стволах орудий стояли эмблемы армии и государства. Соответственно, вражеские орудия считались весьма ценным трофеем.

Раздосадованный потерей английский командующий лорд Реглан (тот самый) отдал приказ отбить пушки. До командующего лёгкой кавалерийской бригадой лорда Кардигана (тоже того самого) приказ дошел в искаженном виде: вместо пушек, взятых русскими частями в качестве трофеев, кавалеристам предлагалось отбить русские пушки, установленные на позициях.

Задача эта была абсолютно самоубийственной и невыполнимой, однако лёгкая кавалерийская бригада в составе почти 700 человек беспрекословно отправилась выполнять её.

Поразительно, но британцам удалось добраться до русских пушек: россияне не ожидали такой наглости. Но затем русские части пришли в себя и началось избиение.

Из репортажа британского журналиста Уильяма Рассела: «Итак, мы наблюдали, как они ворвались на батарею, затем, к восторгу своему, мы увидели, что они возвращаются, пробившись сквозь колонну русской пехоты, разметав её, как стог сена. И тут их — потерявших строй, рассеявшихся по долине — смёл фланговый залп батареи на холме. Раненые и потерявшие коней кавалеристы, бегущие к нашим позициям, красноречивее любых слов свидетельствовали об их печальной судьбе: да, они потерпели неудачу, но даже полубоги не смогли бы сделать большего... В 11:35 перед проклятыми московитскими пушками более не осталось британских солдат, кроме мёртвых и умирающих».

В течение двадцати минут подразделение, состоявшее из представителей лучших аристократических семей Великобритании, перестало существовать как боевая единица.

Самое удивительное, что в Великобритании эта безумная атака с массой жертв, предпринятая по ошибке, воспета как подвиг и считается примером для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма.

Балаклава

В последние годы головной убор балакалава прочно ассоциируется с разного рода экстремистами, в первую очередь — украинскими. Рождение же подшлемника связано с Крымской войной. Британцы, лагерь которых располагался под Балаклавой, сильно страдали от морозов. Спасением стала вязаная шапка-подшлемник, скрывавшая всю голову и лицо за исключением глаз. Собственно, подобные головные уборы были известны и ранее в других странах, но британский опыт «посещения» Крыма закрепил за ними общее название «балаклава».

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»

16 августа 1855 года русские войска потерпели поражение от франко-сардинской армии в сражении у реки Черной. Только убитыми русская армия потеряла 2342 человека, включая 3 генералов и 66 офицеров.

Героизм и стойкость русских солдат не подвергались сомнению. Роковыми стали ошибки командования. Главнокомандующий — князь Михаил Горчаков — стал выполнять пришедший из Петербурга приказ о наступлении, несмотря на то, что он не учитывал рельеф местности, удобный для обороны противника. Ситуация усугубилась несогласованностью и неопределенностью приказов русского генералитета непосредственно на поле боя.

В августе 1855 года среди русских солдат стала очень популярной «Песня о сражении на реке Черной»:

«Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы занимать.
Барон Вревский-енерал
К Горчакову приставал,
Когда подшофе:
„Князь, возьми ты эти горы,
Не входи со мной ты в споры,

Право, донесу...“»

Были в песне и следующие слова:

«Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги,
Как по ним ходить».

Автором слов песни оказался молодой русский офицер Лев Толстой, впоследствии всемирно известный писатель.

«Тонкая красная линия»

Это выражение, как и «атака легкой кавалерии», родилось в ходе сражения под Балаклавой 25 октября 1854 года.

В ходе атаки русской кавалерии 1-й Уральский казачий полк подполковника Хорошхина был близок к тому, чтобы ворваться в английский лагерь, что грозило британцам настоящей катастрофой.

По английским боевым уставам того времени 93-й шотландский полк, державший оборону, должен был выстроиться в четыре шеренги. Однако британский генерал Колин Кэмпбелл, видя, что сил у него не хватает, чтобы прикрыть весь фронт атаки, приказал выстроиться в две шеренги, заявив солдатам: «Приказа к отходу не будет, парни. Вы должны умереть там, где стоите».

Шотландцы были одеты в красные мундиры. Уже упоминавшийся журналист Уильяма Рассел описал их как «тонкую красную полоску, ощетинившуюся сталью».

Русская атака была отбита, а выражение «тонкая красная линия» в англосаксонском мире стало означать героическую и стойкую оборону из последних сил.

«Шапками закидаем»

20 сентября 1854 года русская армия потерпела поражение в сражении на реке Альме, первой крупной битве с силами европейской коалиции в Крыму.

Это поражение , с одной стороны, стало сильным ударом по представлениям о возможностях русской армии, а с другой — не позволило противнику захватить Севастополь сразу.

Русскую армию возглавлял генерал-адъютант князь Александр Сергеевич Меншиков, который до сих пор считается одним из главных виновников неудачного исхода Крымской кампании.

В сражении при Альме под началом Меншикова находился генерал-лейтенант Василий Кирьяков, командовавший 17-й пехотной дивизией.

Получив приказ Меншикова о диспозиции, сопровождавшийся требованием встретить атакующего противника на подъёме в гору фронтальным огнём, ответил: «Не беспокойтесь, Ваше сиятельство. Шапками закидаем неприятеля».

Историки утверждают, что изобретателем выражения Кирьяков не был и оно известно как минимум со времен Смутного времени. Но именно поражение в Крыму придало понятию «шапкозакидательство» устойчивую негативную окраску.

«Доброе слово и кошке приятно»

Как ни странно, эта пословица тоже имеет отношение к Крымской войне.

Настоящей легендой обороны Севастополя стал матрос Петр Кошка. После затопления русских кораблей матрос Кошка стал бойцом 15-й батареи лейтенанта Перекомского.

Кошка вошел в число так называемых «ночных охотников», которые совершали вылазки в стан противника, сея хаос и принося с собой трофеи.

Петр Кошка был самым успешным из «ночных охотников». Он участвовал в 18 ночных атаках, но коронным его номером были индивидуальные вылазки.

К примеру, в одной из вылазок он добрался до вражеского костра и, имея в руках всего лишь нож, пленил и доставил в русский лагерь трёх французских офицеров. Французы были совершенно обескуражены подобной дерзостью.

Однажды Кошка вынес с поля боя тело убитого сапёра Степана Трофимова, над которым глумились англичане и французы. 

Погибшего солдата похоронили с почестями, а Пётр Кошка был представлен контр-адмиралом Панфиловым к награждению Знаком отличия Военного ордена.

После этой истории Кошка стал настоящей легендой, с ним встречались сыновья императора: великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

Фраза, ставшая пословицей, была произнесена при следующих обстоятельствах. Однажды под ноги одному из руководителей обороны Севастополя, вице-адмиралу Владимиру Корнилову, упала бомба. Находившийся рядом Кошка среагировал моментально, схватив её и бросив в котел с кашей. Фитиль погас, и взрыва не произошло.

Адмирал поблагодарил солдата, а тот ответил: «Доброе слово и кошке приятно».