Русский стыд. Хроники еврейских погромов в России

Картина Моисея Маймона «Опять на родине» (1906). Солдат-еврей обнаруживает свою семью убитой в результате погрома. © / Public Domain

Исторический парадокс — практика гонений на евреев была распространена в Западной Европе на протяжении сотен лет, однако сегодня эти мрачные страницы практически вытеснены тем, что происходило в Российской империи в конце XIX — начала XX века. Русское слово «погром», к сожалению, стало международным символом насильственных акций против еврейского населения.

   
   

Греческие страсти

Вплоть до конца XVIII века евреи составляли незначительный процент населения Российской империи. Ситуация серьезно изменилась после разделов Речи Посполитой, когда в состав империи вошли территории, на которых проживали сотни тысяч евреев.

В 1791 году указом Екатерины Великой была определена так называемая «черта оседлости», определявшая территории, на которых разрешалось селиться еврейским общинам. «Черта оседлости» не распространялась на определенные категории, к которым, в том числе, относились отслужившие рекруты, купцы первой гильдии, лица, имеющие высшее образование, ремесленники и т.д.

Как ни странно, первые еврейские погромы, случившиеся в империи, вообще не имели отношения к русским антисемитам.

В 1821 году в Одессе инициаторами погрома стали греки, взбудораженные слухами о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Впоследствии греки были инициаторами погромов 1859, 1862 и 1871 годов, причем главной причиной их становилась не религиозная неприязнь, а торговая конкуренция.

Особенностью этих погромов было то, что они не сопровождались массовыми убийствами евреев.

   
   

Государь молчаливо одобряет

Приход к власти Александра III способствовал ужесточению политики в отношении евреев. Подобные же настроения поддерживал впоследствии и его сын, Николай II.

«В народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев», — писал один из высокопоставленных чиновников империи.

Волна погромов, последовавшая сразу вслед за убийством народовольцами императора Александра II, спровоцировала первую волну эмиграции из России.

В 1890-х годах эмиграция продолжалась, так как власти не предпринимали реальных мер для пресечения подобных явлений.

При Николае II антисемитизм для ультрареакционеров из царского окружения становится инструментом политики. Погромы воспринимаются как метод «стравливания» социальной напряженности, способом отвлечь народ от революции. Приходит черед самых известных погромов в русской истории.

Апрель 1903 года. Погром в Кишиневе

Поводом стала гибель в Дубоссарах 14-летнего подростка Михаила Рыбаченко. Кишиневская газета «Бессарабец», возглавляемая видным черносотенцем Павлом Крушеваном, выпустила серию материалов, в которых говорилось, что убийство было совершено евреями в ритуальных целях.

Официальное следствие установило, что в действительности подросток был убит родственником из-за наследства. После этого «Бессарабец» перестал публиковать новые материалы, однако слухи о ритуальной расправе продолжали циркулировать.

На кануне православной Пасхи в Кишиневе пошли разговоры — «царь разрешил грабить и убивать евреев в течение трёх дней после Пасхи».

Обращения встревоженных представителей еврейской общины к властям ни к чему не привели. 19 апреля, в первый день Пасхи, в дома евреев полетели камни. Власти реагировали на происходящее довольно вяло, что заставило евреев объединяться в дружины самообороны.

Жертвы погромов в Кишинёве. Источник: Public Domain

Пик погромов пришелся на 20 апреля. Попытки евреев к сопротивлению лишь озлобили нападавших. Писатель Владимир Короленко вспоминал: «Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших... Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из „христиан“ счёл нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но „один мальчик“, сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на верёвку».

Мееру Вейсману еще «повезло». В ходе погрома было разрушено и разграблено около 1500 домов, что составляло треть всего жилого фонда города. Были убиты 49 человек, около 600 были ранены.

Лишь к вечеру 20 апреля власти применили войска для подавления беспорядков, после чего они прекратились. Губернатор Бессарабии Рудольф Самойлович Раабен был снят с должности. К уголовной ответственности были привлечены около 300 человек.

Бездействие властей многие объясняли тем, что к организации погрома имели отношение агенты Охранного отделения, которые выполняли директиву, направленную на натравливание друг на друга различных слоев населения империи.

Август 1903 года. Погром в Гомеле

События начались с драки на базаре, спровоцированной нападением на еврейских торговцев. Попытка отряда еврейской самообороны была пресечена полицией. Погромщики, видя поддержку властей, атаковали еврейские дома. Город погряз в грабежах и насилии над евреями.

После трех дней столкновений власти арестовали десятки погромщиков, а также десятки участников отрядов еврейской самообороны.

К ответственности были привлечены 44 христианина, обвинявшихся в учинение нападений на евреев, и 36 евреев, которых власти обвиняли в «русском погроме».

Октябрь 1905 года. Погром в Одессе

Революция 1905 года спровоцировала целую серию погромов, устроенных черносотенцами. Власти на происходящее реагировали вяло, называя события «возмущением народа, недовольного революционерами». Пик погромов пришелся на октябрь, когда произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах.

Одесский погром стал самым кровавым. Одной из причин стало то, что за его организацией стоял градоначальник Дмитрий Нейдгардт. Среди погромщиков были переодетые в гражданское полицейские чины. Грабили еврейские дома и лавки и военнослужащие.

За пять дней погрома пострадали почти 43 000 человек. Было убито свыше 400 евреев, почти 5000 искалечены.

Власти решились на пресечение беспорядков лишь тогда, когда стало ясно, что погромщики готовы взяться и за нееврейское население города.

Для того, чтобы похоронить всех жертв, потребовалось выделить новый кладбищенский участок. После событий октября 1905 году из Одессы в эмиграцию уехало около 50 000 евреев.

Следы еврейского погрома в Одессе. Источник: Public Domain

Октябрь 1905 года. Погром в Ростове-на-Дону

Как и погром в Одессе, побоище в Ростове было организовано царскими властями вместе с черносотенцами. В этот момент в городе проходила политическая стачка, являвшаяся частью всероссийской акции. После проведения массового митинга черносотенцы и переодетые в гражданское полицейские атаковали группу рабочих активистов. Когда те начали оказывать сопротивление, их атаковали казаки и солдаты. По Ростову был запущен слух, что евреи избивают русских.

Когда сопротивление рабочих было подавлено, черносотенцы атаковали лавки еврейских торговцев, после чего погром быстро распространился по всему городу.

За три дня, в течение которых власти не принимали мер к прекращению бесчинств, были убиты боле 170 человек, а свыше 500 получили ранения.

Погромы периода Гражданской войны

Еврейские погромы начала века прекратились к 1907 году, когда первая русская революция пошла на спад. Во время двух революций 1917 года погромы не стали массовым явлением, но в период Гражданской войны они обрели невиданный доселе масштаб.

По мнению историков, с 1918 по 1922 годы на территории бывшее империи, в первую очередь на Украине и юге России произошло от 900 до 1500 акций, которые можно отнести к еврейским погромам.

При этом «отличились» все стороны, участвовавшие в войне. Наименьший вклад внесли красные — на их совести около 100, или менее 9 процентов от всех антиееврейских акций. В два раза больше на совести белогвардейцев, в четверти всех погромов виноваты различные банды «зеленых». Вне конкуренции — сторонники Симона Петлюры совершившие больше 40 процентов всех погромов.

Жертвами антиеврейских акций в годы Гражданской войны стали от 100 до 200 тысяч человек, в два раза больше было ранено и искалечено. Общее количество изнасилований и грабежей почти не поддается подсчету.

Вопрос об уровне антисемитизма в советском обществе и сегодня вызывает жаркие споры у историков и политологов. Но надо признать — ничего сопоставимого с погромами начала века в СССР за все годы его существования не происходило.