22 мая 1807 года русская эскадра под командованием вице-адмирала Сенявина нанесла поражение турецкому флоту в сражении при Дарданеллах.
***
На рубеже XVIII-XIX веков русские армия и флот заявили о себе в Европе в полный голос. Успехи итальянского и швейцарского походов Александра Суворова, а также Средиземноморского похода адмирала Фёдора Ушакова показали, что Россия в военном отношении является одной из сильнейших держав в мире.
Старые европейские монархии видели в России весомый аргумент против растущих притязаний Франции во главе с Наполеоном Бонапартом.
В 1805 году Россия вступила в войну третьей коалиции против Франции. Дабы предотвратить возможный союз Наполеона с Османской империей и появление французского флота на Адриатике, Александр I решил направить русскую эскадру к Ионическим островам.
После военных успехов адмирала Ушакова под формальным протекторатом Турции и фактическим контролем России была создана Республика Семи Ионических островов. На одном из островов — Корфу — находилась база русского флота.
Талант, враждовавший с Ушаковым
Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал Дмитрий Сенявин.
В своё время Сенявин, талантливый морской офицер, находился в остром конфликте с адмиралом Ушаковым. Это не помешало ему во время Средиземноморского похода стать командиром 72-пушечного линейного корабля «Святой Пётр».
В этом качестве Сенявин отличился при штурме крепости Святой Мавры на острове Лефкас, а также при осаде Корфу.
10 сентября 1805 года эскадра вице-адмирала Сенявина, состоящая из 5 линейных кораблей (84-пушечного флагмана «Уриил» и четырёх 74-пушечных: «Ярослав», «Святой Пётр», «Москва» и «Селафаил»), 32-пушечного фрегата «Кильдюин», бригов «Аргус» и «Феникс», вышла из Кронштадта.
Сенявин благополучно избежал встречи с французской эскадрой в Бискайском заливе и в январе 1806 года прибыл к острову Корфу, где соединился с эскадрой контр-адмирала Алексея Грейга. В общей сложности объединённая эскадра в своём составе насчитывала 10 линейных кораблей, 4 фрегата, 6 корветов, 7 бригов, 2 шебеки, шхуну и 12 канонерских лодок.
«Где не имела успеха британская эскадра, вряд ли преуспеет какая другая»
В 1806 году эскадра Сенявина осуществляла десантные операции против подконтрольных Франции или её союзникам территорий. Успехи русских моряков серьёзно встревожили Наполеона, для которого деятельность Сенявина становилась преградой на пути к осуществлению своих планов.
Франция, стремясь отвлечь силы русского флота, форсировала усилия по втягиванию Османской империи в войну с Россией и добилась успеха: турецкий султан Селим III в декабре 1806 года объявил войну Российской империи.
В период борьбы с Наполеоном Англия являлась союзницей России, и в январе 1807 года Лондон, в свою очередь, объявил войну Османской империи.
Эскадра Сенявина направилась в Эгейское море, планируя масштабную операцию совместно с английским флотом. Однако командующий английской эскадрой вице-адмирал Дакворт, до этого предпринявший самостоятельно неудачную операцию против турок, отказался от подобных планов, заявив: «Где не имела успеха британская эскадра, вряд ли преуспеет какая другая».
Схватка при Дарданеллах
У Сенявина было иное мнение. 6 марта 1807 года он блокировал пролив Дарданеллы, что поставило в крайне тяжёлое положение Стамбул, остро зависевший от морских поставок. В ходе блокады, растянувшейся на два месяца, в Стамбуле вспыхнул бунт янычар, которые свергли правителя и возвели на трон Мустафу IV.
Новый султан приказал турецкому флоту прорвать блокаду любой ценой.
Флот османов под командованием Сеита-Али в составе 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных кораблей двинулся к острову Тенедос, превращённому русскими в свою базу в Эгейском море. Сеит-Али намеревался высадить десант и очистить остров от русских.
Сенявин пошёл навстречу турецкому флоту. В 14 часов 10 (22 по новому стилю) мая 1807 года русские корабли снялись с якоря и стали выстраиваться в боевой порядок.
Два отряда русских кораблей, возглавляемых Сенявиным и Грейгом, атаковали противника. Корабли Грейга расстроили авангард турецкой эскадры, в то время как Сенявин сосредоточил огонь на флагманских кораблях турок.
Сражение продолжалось до 21 часа, а редкие перестрелки — до 23 часов. Туркам удалось спастись, уйдя под защиту береговых батарей. Несмотря на это, все участвовавшие в бою турецкие корабли получили значительные повреждения, а три линейных корабля были полностью выведены из строя. Турки потеряли до 2000 человек убитыми и ранеными, русские — 27 убитыми и 56 человек ранеными.
Дарданелльское сражение показало качественный перевес русского флота, прекрасную выучку экипажей и высокий боевой дух.
Все повреждения, полученные в сражении, на русских кораблях были устранены в течение одного-двух дней. Туркам, так и не прорвавшим блокаду, на восстановление боеспособности потребовался почти месяц.
Сражение у горы Афон
Однако дело не было доведено до конца. Вице-адмирал Сенявин маневрировал, пытаясь выманить противника из проливов. 15 (27) июня, пользуясь тем, что русская эскадра была задержана около острова Имброс слабым ветром, османский флот выдвинулся к острову Тенедос и высадил десант.
Русский гарнизон стойко отбивал атаки 7000 турок, а корабли Сенявина уже спешили на помощь. Командующий турецкой эскадрой Сеит-Али снова решил уклониться от сражения и ушёл на запад. Однако утром 19 июня эскадра Сенявина настигла турецкий флот недалеко от горы Афон.
Вице-адмирал принял решение атаковать флагманы, потеря которых приведёт к панике в рядах противника. К 10 часам избитые флагманские корабли были вынуждены выйти из строя, и турецкая эскадра в беспорядке устремилась к Афонскому полуострову.
В середине дня турки, пользуясь попутным ветром, стали уходить от противника. Но один из флагманов был повреждён настолько, что мог идти только на буксире за линейным кораблём и двумя фрегатами. При приближении русских турки бросили флагман на произвол судьбы. Русская абордажная команда захватила его вместе с находившимся на борту адмиралом Бекир-беем.
В последующие несколько дней русская эскадра продолжала преследование противника. Отставшие от основных сил линейный корабль, фрегат и корвет сами турки были вынуждены посадить на мель и сжечь, дабы не допустить их захвата русскими. Ещё два турецких фрегата затонули от ранее полученных повреждений.
В конечном итоге из 20 боевых турецких кораблей в Дарданеллы вернулись только 12. Убитыми и ранеными турки потеряли более 1000 человек, ещё 774 попали в плен. Эскадра Сенявина не потеряла ни одного корабля, а потери среди моряков составили 78 человек убитыми и 183 ранеными.
Русская эскадра взяла курс на остров Тенедос. Её появление заставило турецкий десант сложить оружие.
Победитель в опале
Две победы русского флота под командованием Дмитрия Сенявина лишили Османскую империю боеспособного флота на десять лет.
Однако на других фронтах дела у России шли не так успешно. 25 июня 1807 года был заключён Тильзитский мир, по которому Россия обязалась уступить Франции Ионические острова. Сенявину пришлось заключить формальное перемирие с побеждёнными им турками и увести русские корабли из региона.
Вице-адмирал Сенявин, не скрывавший своего неприязненного отношения к Тильзитскому миру, попал в длительную опалу, которая не завершилась даже после начала Отечественной войны 1812 года. В 1813 году его отправили в отставку, назначив лишь половинную пенсию, из-за чего семья Сенявина испытывала большие материальные трудности.
Лишь в конце жизни, после воцарения Николая I, Сенявин был возвращён на службу, назначен командующим Балтийским флотом и всё же удостоен давно заслуженного им звания полного адмирала.