Русская Аляска: американские эскимосы - наши братья по духу?

Отец Макарий устраивал службы по всему маршруту по просьбе эскимосов. © / Из личного архива

Что же вышло из продажи Аляски? Ушла ли с «последнего рубежа» и «земли полуночного солнца» (американские названия Аляски. - Ред.) русская культура вместе с нашими поселенцами? Помнят ли там о нас? Ответы на эти вопросы искал в 49-м по счёту штате США российский полярный путешественник и эколог Михаил Малахов. Недавно он вместе со специалистами - историками, географами и геологами при поддержке Русского географического общества прошёл по маршрутам экспедиций первопроходца этих мест, морского офицера, жителя Рязани Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. по поручению Российского правительства исследовал внутренние районы Аляски.

   
   
Нажмите для увеличения

В 2009-2011 гг. команда Малахова обследовала более 30 эскимосских и индейских поселений в бассейне реки Юкон - там, где некогда были фактории и форты Российско-американской компании. Вернувшись, он рассказал о своих впечатлениях «АиФ».

Православные аборигены

- Путешествие по Русской Аляске началось для нас в столице штата Анкоридже. Впереди более 1500 км маршрута, подъём против течения рек и несколько сухопутных переносов байдарок, в том числе через горные хребты.

«Русская Америка» даёт о себе знать на всём пути. В самолёте, летящем в Анкоридж из Миннеаполиса, много людей пожилых, но бодрых и активных. По журналам, которые они листали, их одежде, оживлённым беседам было видно, что эти люди собрались на рыбалку. Разговорились с моим соседом по креслу. Дэн из Нового Орлеана, летит на Аляску уже в 15-й (!) раз. Его сестра живёт там в посёлке с характерным названием Soldatnya (Солдатня). Я объяснил Дэну, что это русское слово и что оно означает. Он, к своему удивлению, этого не знал, но рассказал: мол, место расположено недалеко от Анкориджа, и он любит там бывать, поскольку рыбы там немерено и клёв отличный.

Анкоридж: столица - она и на Аляске столица. Фото из архива экспедиции

Пилот объявляет, что мы летим над побережьем Аляски, открытой русскими в XVIII в. Как говорится, мелочь, но приятно. А в первый же день нашего пребывания в Анкоридже на обложке газеты «Анкоридж дейли ньюс» публикуется фотография российского учебного парусного фрегата «Паллада», в 2011 г. совершившего плавание через Тихий океан к здешним берегам. И подпись: «Путешествие «Паллады» посвящено 270-летию открытия Аляски второй экспедицией Витуса Беринга». Заметка небольшая, но опять же к месту.

Во время одной из пробежек на утренней зарядке мы побывали в памятном месте - на мысе Воронцова, названном в честь министра царского правитель­ства. А затем вылетели в посёлок Диллингхэм на побережье Берингова моря - исходную точку, откуда началось проникновение русских вглубь Аляски. В Диллингхэме уже знали, что «русские идут», и подготовились к встрече с хлебом-солью. Мы планировали, что заночуем в деревне и утром отправимся дальше. Как бы не так! На следующий день пришлось идти на встречу с местными школьниками, участвовать в совместной службе в православном храме и других мероприятиях, устроенных в нашу честь.

Оказалось, что в церквушках, разбросанных по Юкону, молятся преимущественно эскимосы и индейцы. Специально для этого они разучивают псалмы на старославянском языке. Через эти песнопения в их речь входят многие русские слова. Аборигены, даже неосознанно, их запоминают... Помню, уже в конце путешествия мы зашли в церковь в деревне Рашн Мишн (то есть Русская Миссия). Она была и остаётся центром православия на Аляске. В храме - алтарь, иконы Богородицы и русских святых, батюшка-эскимос, который ведёт службу. А в совсем глухой деревушке Портедж-Крик на реке Нушагак местные жители подарили нам отслужившую свой срок поминальную книжку. На её страницах записи «за здравие» и «за упокой», сделанные от руки на русском языке. Половина имён тоже русские: Наталья, Василий, Агафья, Илья, Вера, Любовь. И тут же - Мерилин, Бен… На последней странице данные издателя: «Русско-американская типография, Нью-Йорк, 2002 год. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Всея Америки и Канады Платона».

   
   
Фото из архива экспедиции

Старожилы объясняют: русские имена тут носят даже вожди местных племён. Однажды мы отправились на старое русское кладбище вместе с женщиной-вождём по имени Мэри Питер (Мария Петрова) и нашли там могилу её прямого предка. Об этом свидетельствовала вросшая в землю надгробная плита с надписью на кириллице.

Почему эта вера прижилась у эскимосов? Ведь на Аляске были миссионеры и других религий. Мы видели среди аборигенов и протестантов, и католиков, и адвентистов седьмого дня. Но православных там абсолютное большинство. Причина в том, что вера, пришедшая из далёкой России, соответствует менталитету жителей Аляски. Тяжёлая жизнь, в которой лишений всегда больше, чем радости, борьба за существование в суровом краю, взаимопомощь, выживание сообща, принцип «все люди - братья», который проявляется не на словах, а в деле, - всё это очень похоже на быт русских общин. И племена тут для Америки своеобразные - что-то среднее между рыболовецкой коммуной и охотничьей артелью. Везде удобства цивилизации: супермаркеты, мобильная связь, в домах - кофе­машины, кухни оборудованы посудомойками, словом - американские стандарты. Но, в отличие от белых, эскимосы с индейцами до сих пор запросто ходят друг к другу в гости - так принято. Приезжие с юга американцы для них и сегодня не «свои» . Вот они и почуяли в нас что-то родное…

Хлеб-соль на Юконе

Помогло, что в нашей экспедиции участвовал православный священник отец Макарий из Калужской епархии. По просьбам эскимосов он устраивал службы в церквях по всему маршруту. Однажды к нему обратился молодой человек 23 лет по имени Оскар и сказал, что следующим летом собирается поступать в московскую семинарию. В устье Бристольского залива мы посетили место, где стоял первый русский форт на территории Аляски. Сейчас там 12-метровый крест на месте первой православной церкви, сгоревшей всего 20 лет назад. Когда-то рядом с ней была могила основателя этой деревни Фёдора Калмакова.

Фото из архива экспедиции

Из Диллингхэма мы отправились по пути, которым на деревянных лодках и каяках из шкур сплавлялись русские первопроходцы. И сразу почувствовали к себе уважение аборигенов... Жители деревни Колиганек встретили нас очень необычно: выстроились «всем миром» (человек 70) на высоком берегу. Мы причалили и подошли к ним. Но никто из эскимосов, смотревших на нас с интересом, ни произносил ни слова… Какое-то время мы молча наблюдали друг за другом. Потом вперёд с речью выступил местный священник отец Иван - тоже эскимос. А затем мы по очереди поздоровались за руку с каждым из собравшихся…

Эскимосы забросили нас на моторках к знаменитому водопаду Смерти и Нушагакским озёрам, впервые исследованным русским штурманом Иваном Васильевым. На его берегах до сих пор есть загадка: по легенде, русские поселенцы, столбившие территорию, закопали там огромную металлическую плиту с надписью «Земля российского владения». Этот знак до сих пор не найден...

Продолжение в ближайших номерах.

Из «АиФ. Без границ» № 16, 2012 г.