Русская история при ближайшем рассмотрении полна парадоксов. В наши дни 4 ноября отмечается один большой государственный праздник — День народного единства.
Товарищи по борьбе
При этом он в умах людей фактически заменил праздник 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. Причем порой эти даты даже пытаются противопоставлять друг другу идеологически: в одном случае народ объединился, а во втором раскололся.
Но это только видимость. В действительности у Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского есть главный общий признак с Владимиром Лениным — все трое были революционерами.
По отношению к Минину и Пожарскому такой термин кажется немыслимым. Но давайте приглядимся поближе.
Вся власть — Временному правительству!
В 1610 году страна охвачена мятежами и борьбой за власть. В результате очередного заговора свергнут царь Василий Шуйский. Временным правительством в Москве становится совет членов Боярской думы, получивший название Семибоярщина.
В августе 1610 года Временное правительство России подписывает договор о приглашении на русский престол польского королевича Владислава. Для обеспечения собственной безопасности в условиях Смуты Семибоярщина впускает в Кремль польские войска.
При этом в состав правительства входили виднейшие роды: Милославские, Голицыны, Шереметевы, Оболенские, Трубецкие. Входил туда и боярин Иван Романов, видный представитель будущей царской фамилии.
Как бы все это некрасиво не выглядело, члены Семибоярщины полагали, что они имеют основания для таких действий.
Кто писал революционные листовки?
И тут становится известно, что по российским городам распространяются грамоты с призывами бить поляков и освобождать Москву. И подписаны они возведенным в сан патриарха при Василии Шуйском Гермогеном.
Бояре сочли все это, как бы сказали сейчас, фейком и призвали Гермогена выступить с опровержением. Тем более, что ранее патриарх сам согласился на приглашение Владислава.
Однако Гермоген объявил: грамоты действительно его, и соглашался он на переход королевича в православие без всяких оккупантов в Кремле. А с тем, что происходит, он не согласен категорически.
Фактически Гермоген призвал народ к восстанию против Временного правительства. И он бы это точно сделал с броневика, но в ту пору их еще не изобрели.
Патриарха отправили в тюрьму, но на его призыв к Москве подошли силы Первого ополчения.
Тогда бояре, находившиеся в Кремле, вместе с поляками потребовали: Гермоген должен написать ополченцам, чтобы они отошли от города. За отказ патриарху посулили казнь.
«Потому что такое уж у него твёрдое слово»
Гермоген смотрел на угрожающих с насмешкой и ответил так: «Что вы мне угрожаете? Единого Бога я боюсь. Вы мне обещаете злую смерть, а я надеюсь получить чрез нее венец. Уйдите вы все, польские люди, из Московского государства, и тогда я благословлю всех отойти прочь. А если вы останетесь — мое благословение: всем стоять и помереть за православную веру!»
Это уже не просто революционер, а пассионарий, кладущий собственную жизнь ради идеи. Гермоген принял мученическую смерть в феврале 1612 года — от пыток и голода.
А теперь несколько строчек из произведения совсем другой эпохи: «Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твёрдое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжёлому камню холодного пола и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?»
Удивительным образом герой сказки Аркадия Гайдара в своем упрямстве и стойкости похож на патриарха Гермогена. Так кто он, как не революционер, не сдавшийся перед буржуинами из Семибоярщины?
«Военно-революционный комитет» и «Совнарком» Минина и Пожарского
А в это время в Нижнем Новгороде местный торговец мясом Козьма Минин на обсуждении мятежной грамоты Гермогена заявил: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Но кто, простите, уполномочил Минина? Грамота Гермогена, не обладавшего полномочиями государственной власти? С точки зрения Семибоярщины и поляков, нижегородский мясник затеял бунт, сколачивая «незаконное вооруженное формирование». А «полевым командиром» назначен был князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который успел послужить и Борису Годунову, и Лжедмитрию I, и Василий Шуйскому. Утверждается также, что он, как и многие из элиты, целовал крест и клялся в верности королевичу Владиславу. Что не помешало ему примкнуть потом к неудачному Первому ополчению.
А дальше еще интереснее. Второе ополчение во главе с Мининым и Пожарским выбрало «Совет всея земли», фактически объявляя его российским правительством.
По какому праву? По воле восставшего народа!
«Штурм Зимнего», версия XVI века
В конце июля 1612 года Второе ополчение выступило на Москву. Ополченцы шли на перехват войск польского гетмана Ходкевича, двигавшегося на помощь засевшим в Москве полякам с большим обозом. Дело в том, что со времени Первого ополчения часть русских войск продолжала блокировать польский гарнизон в Кремле.
Схватка у стен Москвы между 15-тысячным войском гетмана Ходкевича и 8000 ополченцев князя Дмитрия Пожарского растянулась на несколько дней. Мужество русских воинов и полководческий талант князя Пожарского решили дело — войска гетмана потерпели решительное поражение и отступили.
Оставшиеся в Кремле оккупанты были лишены всякой надежды на помощь. После длительной осады ополченцы штурмом взяли Китай-город. Спустя четыре дня капитулировал гарнизон Кремля. Москва была освобождена от захватчиков.
«Захватчики», «оккупанты»... Но обернись дело иначе, и историки спустя века говорили бы о том, что «законное русское правительство отбило атаки бандитов Минина и Пожарского». Ибо, как уже говорилось, в Кремле в тот момент сидели не только поляки, но и представители русской элиты.
Ну и чем, скажите, все это отличается от штурма Зимнего? Только отсутствием «Авроры»?
Фактически Минин с Пожарским, спасая Россию, совершили первую русскую революцию.
Плодами которой на Земском соборе 1613 года воспользовались далеко не самые героические персоны, оттеснившие Минина и Пожарского на задний план. Но это тема отдельного разговора.