Роскошь и расстрел. История самых знаменитых московских магазинов

Торговый зал гастронома «Елисеевский» на Тверской улице в Москве. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

120 лет назад, 5 февраля 1901 г., в Москве был торжественно открыт «Елисеевский» — продовольственный магазин, названный так в честь владельца гастронома, купца Григория Елисеева. Магазин существует по сей день. Подробное описание открытия самого роскошного магазина Российской империи дошло до нас благодаря писателю и журналисту Владимиру Гиляровскому, который 120 лет назад присутствовал на той церемонии.

   
   

Кокосовые орехи с голову ребенка

Вот как журналист описывал  ассортимент гастронома: «Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства— жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте». В новом «храме съестного» были представлены «сыры всех возрастов», «колбасы с чесноком, с фисташками и перцем; ряды окороков копченых и вареных».

Магазин распахнул свои двери ровно в полдень. «Начали съезжаться гости, сверкая орденами и лентами, военное начальство, штатские генералы в белых штанах и плюмажных треуголках, духовенство в дорогих лиловых рясах, — писал Гиляровский. — Все явились сюда с какого-то официального богослужения в Успенском соборе. Некоторые, впрочем, заезжали домой и успели переодеться. Елисеев ловко воспользовался торжественным днем».

Елисеев не строил здание на Тверской, а приобрел его готовым. Реконструкция помещения заняла несколько лет. В итоге «Елисеевский» стал единственным магазином в стране, где стены и потолок украшали золото и лепнина, где сверкали хрустальные люстры. Убранство больше соответствовало роскошному театру, но такова была задумка владельца.

Открытие сопровождалось молебном. Затем последовал завтрак, на котором одним из главных гостей был граф Голицын. «Около него суетились Елисеев и управляющий новым магазином, — рассказывает Гиляровский. — Это был самый дорогой гость, первый знаток вин, создавший огромное виноделие Удельного ведомства и свои образцовые виноградники „Новый Свет“ в Крыму и на Кавказе, — Лев Голицын». Такое внимание к винам неслучайно, поскольку официальное название магазина звучало как «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Голицын был главным поставщиком русских вин для Елисеева.

Директора-фронтовика приговорили к расстрелу

Магазин со дня открытия пользовался большой популярностью. Роскошное убранство и обходительное обслуживание доставляли посетителям эстетическое удовольствие. Необязательно было покупать товар на круглую сумму. Здесь взвешивали и 100 грамм конфет. С первого дня работы «Елисеевский» стал достопримечательностью Москвы.

После октябрьского переворота 1917 года магазин сохранил продовольственный профиль. В советское время название, в котором упоминалось имя основателя, купца Елисеева, заменили на безликое «Гастроном № 1». Впрочем, оглядываясь на сохранившийся шикарный интерьер, народ продолжал называть магазин «Елисеевским». В советское время гастроном был знаменит еще и тем, что при существовавшем в стране остром дефиците продуктов в «Елисеевском» прилавки редко пустовали. Конечно, ассортимент был не такой, как при купце Елисееве, но богаче, чем в других столичных гастрономах того времени. Поэтому и очереди здесь были в разы длиннее.

   
   
Юрий Константинович Соколов. Фото: Commons.wikimedia.org

Иную — печальную — известность магазину принесло уголовное дело о коррупции работников этого торгового заведения. Директора «Елисеевского» Юрия Соколова, в прошлом фронтовика, приговорили к расстрелу. Наказание было исполнено. Считается, что Соколов стал своего рода «козлом отпущения». Да, его вина в хищениях была доказана. Вместе с тем показания Соколова, который пошел на сотрудничество со следствием, выявили, что нити коррупции тянулись на самый верх. И не торговой, а партийной верхушки. У сложившейся коррупционной системы в советской торговле существовали покровители на самом высоком уровне. Но их предпочли не трогать.

«Елисеевский» по сей день остается самым роскошным продуктовым магазином страны. Его основатель покоится на русском кладбище под Парижем. В разгар Гражданской войны он был вынужден эмигрировать. Но его детище, которому вернули имя основателя, напоминает о нем. 

«Король фарфора» и его империя

«Елисеевский» — не единственный дореволюционный магазин, доживший до наших  дней. Так, недалеко от редакции «АиФ», на углу Мясницкой и Большого Златоустовского переулка, расположилось пятиэтажное здание, построенное Шехтелем в 1898 году для «короля фарфора» Матвея Кузнецова. К концу XIX века Кузнецову принадлежало большинство заводов, производящих фарфоровые изделия. Он шел к этому не один год, планомерно скупая заводы, в том числе и самую первую в России фабрику по производству фарфоровых изделий. В итоге в начале XX века на фабриках Кузнецова производилось более 70% фарфора в России. В таком тонком деле, как фарфор, Кузнецов брал не столько количеством, сколько качеством. И это позволило ему стать поставщиком императорского двора — там знали толк в фарфоре. В здании на Мясницкой Кузнецов обустроил шикарный магазин и офис своей фирмы. В советское время в магазине продолжили торговать посудой и предметами быта. Сохранился он и после 1991 г., получив новое название: «Гледиз». Это был один из самых красивейших магазинов в Москве, где продавался фарфор со всего света. Однако пандемия ударила по владельцам. В прошлом году торговлю тут свернули. Но есть и хорошая новость: зданию вернут дореволюционную вывеску «Товарищество М. С. Кузнецова». Ее обнаружили еще в 2000-х годах. Дело в том, что буквы на вывеске были не нарисованы, а «вдавлены» в стену.  За реставрацию  вывески выступили общественники и получили поддержку в Мосгорнаследии.

Торговый дом Кузнецова. Начало XX и XXI век.
Фото: Commons.wikimedia.org

За чаем, булкой и нотами — в столетние магазины

На Мясницкой расположен еще один исторический магазин, который открылся ещё в царской России. Речь о «чайном доме» Перлова. Купцов Перловых, занимавшихся поставками чая в Россию, было два брата: Сергей и Семен. Сергей решил перестроить свой дом на Мясницкой в китайском стиле, узнав, что намечается визит китайского посланника в Москву. Он очень хотел, чтобы представитель страны, где выращивается чай, остановился у него. Но гостю идея не приглянулась. Зато москвичам дом в китайском стиле, над которым поработал архитектор Карл Гиппиус, пришелся по душе. И они с удовольствием ходили сюда, чтобы купить чай, ведь на первом этаже располагался роскошный магазин. Здесь можно было присесть на шелковый пуф и продегустировать разные сорта чая, которые любезно подносили приказчики.

Чайный магазин располагается здесь до сих пор и пользуется не меньшей популярностью, чем столетие назад.

С царских времен, более столетия, просуществовала в Москве и булочная на Покровке. Она была открыта  здесь в 1911 г. и не закрывалась вплоть до 2018 г. Продавцы здесь знали всех своих покупателей по именам. И для многих из них закрытие хлебного магазина стало большим огорчением, особенно для пожилых людей, которые посещали булочную все то время, что жили и работали на Покровке. Причина закрытия проста: магазин не окупал аренду в центре города. В итоге последние несколько лет на месте старинной булочной — модное кафе. На память о булочной осталась старинная вывеска. Незадолго до закрытия на народные средства здесь была проведена реставрация: расчищена штукатурка, под ней — керамическая плитка 1910-х годов и оригинальная вывеска.

Чайный дом на Мясницкой улице (магазин Перлова). Начало 20 и 21 веков.
Фото: Commons.wikimedia.org

К  сохранившимся в Москве до наших дней магазинов царских времен относился и знаменитый нотный магазин на Неглинной. Его, без преувеличения, называли главным нотным магазином страны. Здесь же была нотопечатная. На Неглинную за нотами приходили П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев.

Магазин располагался на втором этаже и занимал два огромных зала, где находились все выдающиеся произведения разнообразных жанров для всех музыкальных инструментов. Так продолжалось до 2003 года, пока магазин не переехал на Тверскую.