Колумбийский наркоторговец и глава печально знаменитого Медельинского наркокартеля Пабло Эскобар ещё при жизни стал своего рода легендой. Он родился 1 декабря 1949 года, начинал мелким воришкой и рэкетиром, а уже в двадцать с небольшим лет подмял под себя весь наркобизнес Колумбии. С ним много лет вело войну правительство Колумбии, потом к этой войне подключились конкурирующие картели — например, Кали, — а в число охотников на Эскобара входили и ультраправые боевики, которые были созданы при участии США для борьбы с леворадикальной группировкой ФАРК. Кроме того, Эскобар был чуть ли не главным врагом США — помощь властям Колумбии в его поимке оказывали различные американские спецслужбы. Уже после смерти Эскобара появилось множество фильмов — как документальных, так и художественных, — в которых он был главным действующим лицом. И наступил момент, когда миф об Эскобаре начал заслонять правду — тем более что правдивой историей его жизни и смерти не стали делиться даже создатели сериала «Нарко»; этот сериал выходил на Netflix с 2015 года, и первые два сезона были посвящены этому одиозному колумбийскому мафиози. Какие же мифы существуют о Пабло Эскобаре и насколько они правдивы?
Эскобар — колумбийский Робин Гуд
Это, пожалуй, самая популярная из существующих легенд. Такую причину своей преступной деятельности — грабить богатых, чтобы раздавать добро бедным, — поддерживал и сам Эскобар; он даже говорил, что хотел сделать Колумбию лучше. С одной стороны, это действительно так: в его родном Медельине Эскобара почти что боготворили, потому что и деньги раздавал, и целые кварталы для бедняков строил. Поддержка со стороны простого народа позволила ему несколько лет скрываться от преследования, которое велось с использованием самых совершенных технических средств.
На самом деле Пабло Эскобар, конечно, не был «робин гудом». Преступную деятельность он начал еще подростком — воровал надгробия с кладбищ, промышлял рэкетом и угоном машин. В 22 года Эскобар организовал похищение одного из колумбийских промышленников — ради выкупа, конечно, но похищенный был убит. При этом Эскобар особо не скрывался — просто в Медельине 70-х преступный бизнес был, пожалуй, самым доходным. Постепенно он занялся наркоторговлей, сам организовал производство наркотиков — и в итоге стал единственным поставщиком кокаина в США. Это принесло ему баснословные барыши — по слухам, только на резинки для наличных он тратил $2,5 тысячи в месяц. Но часть средств он действительно направлял на помощь беднякам, в Медельине есть целые «эскобаровские кварталы». Про себя, однако, он тоже не забывал. В конце 80-х журнал Forbes оценивал его состояние в $3 млрд — правда, эта цифра, разумеется, очень и очень приближенная.
Эскобар — противник наркотиков
Тоже один из живучих мифов, основанный на предположении, что поставками кокаина Эскобар хотел лишь ослабить США. В принципе, наркотическая эпидемия начала 80-х, к которой как раз и приложил руку Эскобар, повлияла на ситуацию в Соединенных Штатах достаточно сильно. Но очевидно, что в начале своей карьеры наркобарона и во время организации Медельинского картеля Эскобар думал исключительно о прибыли и облегчении своего существования, а не о том, как уменьшить доминирование США в Латинской Америке. Подобная риторика появилась у него много позже, уже в 80-е, когда на него началась охота и когда перед ним встала угроза экстрадиции в Соединенные Штаты. Этого Эскобар, кстати, боялся очень сильно — настолько, что боролся против закона об экстрадиции с помощью терактов, убийств полицейских и чиновников, колумбийских политиков. Но страдали и погибали во время взрывов в людных местах в основном простые люди.
Кроме того, он никак не боролся с распространением наркотиков даже в родном Медельине — не говоря уже о всей Колумбии; построенные им кварталы быстро стали прибежищем наркоторговцев. По слухам, он и сам всю жизнь употреблял марихуану, к которой пристрастился во время бандитской юности.
Эскобар — президент Колумбии
Политические амбиции Пабло Эскобара как раз являются мифом в меньшей степени. Он всё же был популярен в родном городе, но ему хотелось большего. Например, превратить всю Колумбию в легальный завод по производству наркотиков. Впрочем, эти свои амбиции он благоразумно не озвучивал, да и политиком ему довелось побыть весьма условным и на короткий срок. Официально его должность называлась «замещающий конгрессмена Конгресса Колумбии», она была выборной (выборы в Медельине он выиграл легко) и давала право голосовать за отсутствующих членов Конгресса. Неизвестно, за что Эскобар голосовал, но вот его дорога к президентскому креслу так толком и не началась.
Нужна была всего лишь политическая воля действующей власти, и эта воля нашлась. Министр юстиции Колумбии Родриго Лара Бонилья протолкнул запрет на финансирование президентской кампании из «кокаиновых» денег. Боевики Эскобара, правда, спустя некоторое время застрелили этого министра, но запрет отменить не смогли. Сложно сказать, смогли бы колумбийские власти поставить такой жесткий барьер политическим притязаниям Пабло Эскобара, если бы не поддержка США, где уже в те годы президент Рональд Рейган начал решать кокаиновую проблему.
Эскобар умер как мужчина
Смерти радоваться не принято, хотя в случае с Пабло Эскобаром лучше сказать, что возмездие настигло преступника. С другой стороны, его фактически убили при задержании — единственный суд, на котором Эскобар был обвиняемым, закончился очень мягким приговором и 13-месячным проживанием в комфортабельной тюрьме «Ла Катедраль». Эту тюрьму, кстати, Эскобар построил сам, там были дискотека, бассейн, футбольное поле, а уже после смерти наркобарона там были обнаружены тайники для денег и наркотиков и оружие. В общем, не тюрьма, а загородная вилла.
В принципе, последние годы жизни 44-летний Эскобар наблюдал, как разрушается дело всей его жизни. Кокаиновая империя разваливалась, ближайших соратников арестовывали и отправляли в США, сам он был в бегах, перемещался с места на место и не мог встретиться с семьей. Правда, на такое жесткое преследование он и его люди отвечали тотальным террором, но его поимка была лишь делом времени. В Колумбии тогда организовали элитное подразделение под названием «Особая поисковая группа», а из США прибыли агенты Управления по борьбе с наркотиками (DEA, они были главными героями сериала «Нарко») и Федерального бюро расследований (ФБР). К прослушиванию телефонов привлекались сотрудники американского Агентства национальной безопасности (АНБ).
В период, когда Эскобар скрывался, появилось еще несколько мифов о нем. Так, однажды в горах он сжег целых 2 миллиона долларов, чтобы согреть больную дочь. Впрочем, об этом известно лишь со слов его сына.
Смерть наркобарона тоже не стала завершением истории. По официальной версии, Эскобара выследили по телефонному звонку. Его окружили, а когда он начал отстреливаться, то просто застрелили. Финальные выстрелы сделал майор полиции Уго Агилар — позже этот полицейский написал книгу об охоте на Эскобара и попал под суд за мздоимство.
Сын Эскобара, который руководил музеем своего отца в Медельине вплоть до закрытия этого заведения в 2018 году, уверен, что всё было совсем не так. По его версии, Пабло Эскобар застрелился сам, поскольку не собирался сдаваться властям, и умер как настоящий мужчина. Впрочем, существует еще одна версия: полицейские вышли на след не самого Эскобара, а его двойника, который и был убит в ходе операции. Сам же наркобарон спокойно живет где-то под чужим именем и занимается привычным бизнесом, поскольку наркобароны бывшими не бывают.