В мае 2007 года охрана кладбища Керепеши в Будапеште обнаружила, что одно из захоронений разорено. Неизвестные похитили часть останков, другую часть праха раскидали вокруг могилы, и оставили надпись на находящейся рядом стене: «Убийце и предателю нет места в святой земле!».
Власти Венгрии осудили акт вандализма. Премьер-министр Венгрии Ференц в специальном обращении заявил: «У этого подлого и омерзительного акта нет оправдания. Это уголовное преступление не имеет никакого отношения к политике и истории. Его осудит каждый нормальный, цивилизованный человек».
Несмотря на столь решительное осуждение, злоумышленников так и не нашли.
В разоренной могиле вместе с супругой был похоронен Янош Кадар, человек, руководивший Венгрией три десятка лет.
После крушения системы социализма в странах Восточной Европы считается признаком дурного тона говорить что-то хорошее о руководителях советской эпохи. Для правых, чьи позиции в Венгрии сейчас сильны, коммунист Кадар — «советская марионетка и душитель Венгерской революции».
Но старшее поколение венгров времена Яноша Кадар вспоминает с ностальгией, как «золотой век». Сегодня в это трудно поверить, но к началу 1980-х годов Венгрия была одной из самых экономически успешных стран не только в социалистическом лагере, но и в целом в Европе.
Джованни незаконнорожденный
Будущий лидер социалистической Венгрии появился на свет 26 мая 1912 года в Австро-Венгрри, в городе Фиуме — современной хорватской Риеке.
Служанка Борбола Черманек, полусловачка, полувенгерка, совершила страшный грех для добропорядочной христианки — прижила ребенка вне брака. Отцом мальчика был солдат австрийской армии Янош Кренцингер, который признавать сына своим отказался. По законам, действовавшим в Фиуме, новорожденному присвоили фамилию матери и итальянское имя — Джованни Черманек.
Уделом таких, как Джованни, была нищета — она сопровождала все его детство. В 6 лет, после падения Австро-Венгерской империи, мальчик вместе с матерью перебрался в Будапешт.
Несмотря ни на что, Джованни, который в Венгрии стал именовать себя на местный лад Яношем, поступив в школу, стал отличником.
Как лучший ученик класса в начальной народной школе получил право бесплатно учиться в Высшем начальном городском училище. Но в 14 лет из-за крайней бедности ему пришлось оставить учебу и стать подсобным рабочим.
В коммунисты — через шахматы
Подростком Янош увлекался футболом, чтением и шахматами. В 16 лет выиграл открытый шахматный турнир профсоюза парикмахеров и получил в подарок венгерский перевод книги Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг». Труд одного из основоположников марксизма заставил Яноша по-другому взглянуть на мир вокруг и творящуюся в нем несправедливость. Молодой парень примкнул к социалистам, а в 1931 году вступил в ячейку имени Свердлова запрещённой Федерации коммунистической рабочей молодёжи (KIMSZ), комсомольской организации нелегальной Компартии Венгрии.
После падения в 1919 году Венгерской советской республики в стране установился авторитарный режим адмирала Хорти. Компартия была запрещена, ее активисты преследовались. Но Черманека это не остановило. Он получил свой первый псевдоним — Барна («Шатен»).
В 1933 году он был арестован и осужден на два года. За протесты в заключении и объявление голодовки Черманека отправили в тюрьму строгого режима. После выхода из тюрьмы Барна по указанию руководства партии вступил в легальную организацию — Социал-демократическую партию Венгрии, причём вскоре даже возглавил ячейку СДПВ в VI районе Будапешта.
Черманек становится Кадаром
В годы Второй Мировой войны Венгрия являлась союзницей Третьего Рейха. Янош Черманек стал участником движения Сопротивления, и действовал не только на территории Венгрии, но и Чехословакии, а также Югославии.
Его влияние среди венгерских коммунистов росло — в 1942 году был введён в состав ЦК, а в 1943 году избран секретарём ЦК Компартии Венгрии.
В апреле 1944 года он отправился в Югославию, чтобы установить связь с партизанами Тито, однако по дороге был схвачен венгерскими полицейскими. Ему грозил концлагерь, но Черманек сумел сбежать во время этапирования с перевозившего его поезда.
Освобождение Венгрии советскими войсками привело и к изменению политического строя. Коммунисты вышли из подполья, став одной из ведущих партий страны. Черманек, носивший новый партийный псевдоним Кадар («Бондарь») был избран депутатом Временного национального собрания, а также членом Политбюро ЦК Венгерской коммунистической партии (ВКП), а в 1946 году — заместителем генерального секретаря ЦК ВКП. Псевдоним стал официальной фамилией, и в дальнейшем Янош Черманек стал известен на весь мир как Янош Кадар.
Осужденный пожизненно
В 1948 году Коммунистическая и Социал-демократическая партии Венгрии объединились в Венгерскую партию трудящихся, которая стала правящей в стране. Янош Кадар занял пост главы МВД.
Партийный лидер Матьяш Ракоши ударными темпами строил сталинскую модель социализма, порой превосходя оригинал в политической нетерпимости.
Кадар, поначалу поддерживавший Ракоши в борьбе со сторонниками «югославского пути», стал выступать в пользу расширения личных прав и свобод граждан Венгрии и ограничения политических преследований.
Ракоши увидел в Кадаре не просто оппонента, а потенциального конкурента в борьбе за власть. Поначалу Кадар лишился поста министра, затем его вывели из руководства партии. Летом 1951 года Янош Кадар был арестован как «предатель» и отправлен за решетку. В декабре 1952 года Верховный суд Венгрии приговорил его к пожизненному заключению.
Почему соратник Имре Надя стал его врагом
Смерть Сталина и приход в Москве к власти новых руководителей способствовали освобождению Яноша Кадара. Он стал первым секретарём отделения Венгерской партии трудящихся (ВПТ) в индустриальном XIII районе Будапешта.
Благодаря поддержке рабочих в вопросах расширения самостоятельности профсоюзов, Кадар становится одним из самых популярных политиков страны. Премьер-министр Имре Надь сделал его одним из министров реформаторского правительства.
На первом этапе обострения отношений с Москвой Янош Кадар был последовательным сторонником Надя, говоря о том, что «ляжет под первый русский танк, нарушивший границы Венгрии».
История венгерских событий 1956 года отчасти похожа на события украинского «Евромайдана»-2014. И там, и там, мирные протесты сменились кровавыми расправами. На улицы вышли затаившиеся после войны ветераны армии Хорти, воевавшей на стороне Гитлера, и другие антикоммунисты. Улицы Будапешта стали местом для бессудных казней коммунистов и сотрудников госбезопасности. 30 октября 1956 года при обороне Будапештского горкома партии погибли его глава Имре Мезё и еще 26 коммунистов и сотрудников правоохранительных органов. Их изувеченные тела повесили на деревьях вниз головой.
Имре Надь счел возможным закрыть на это глаза. Янош Кадар счел это преступлением, которое ведет страну к масштабной гражданской войне. И он принимает решение начать переговоры с Москвой в обход Надя.
Кнут и пряник
Инициатива Кадара встретила понимание у Хрущева. 7 ноября 1956 года Янош Кадар прибыл в Будапешт вслед за советскими войсками, а на следующий день в 5:05 утра объявил о переходе всей власти в стране к возглавляемому им Революционному рабоче-крестьянскому правительству.
Вместо Венгерской партии трудящихся была создана Венгерская социалистическая рабочая партии, которой предстояло исправлять ошибки предшественницы.
Положение Кадара было чрезвычайно сложным — общество было расколото, на него многие смотрели как «ставленника Москвы». Необходимо было преодолеть кризис.
Всего в связи с мятежом в Венгрии было заведено 22 000 уголовных дел, по которым было вынесено 400 смертных приговоров. Около 300 из них были приведены в исполнение. На Запад бежали около 200 000 человек. В ноябре 1958 года были повешены Имре Надь и министр обороны Пал Малетер.
Большинство участников событий 1956 года попали под амнистию, объявленную Яношем Кадаром.
Озвученная им программа предусматривала сохранение социалистического и демократического характера Венгерского государства, сохранение его суверенитета, повышение жизненного уровня населения, пересмотр пятилетнего плана в интересах трудящихся, борьбу с бюрократией, развитие венгерских традиций и культуры, а также близкое сотрудничество с остальными социалистическими государствами.
«Кто не против нас, тот с нами»
В стране оставалась 200-тысячная группировка советских войск, однако Кадар считал, что их присутствие не является причиной, которая может помешать реформам. Венгерский лидер сосредоточился на экономике, где были введены невиданные для соцстран вольности — роспуск колхозов, расширение прав кооперативов, отказ от централизованного планирования.
Кадар ввел в оборот тезис «Кто не против нас, тот с нами», призывавший к сотрудничеству всех, кто действительно заинтересован в процветании Венгрии.
Кадару удалось успешно совместить развитие крупных предприятий и аграрного сектора экономики. Автобусы «Икарус» стали основой парка общественного транспорта в СССР, венгерские лекарства, продукты питания, обувь пользовались успехом в Советском Союзе и других странах Восточной Европы.
До самой заката эпохи социализма Венгрия занимала лидирующие положения среди социалистических стран по ряду отраслей, в частности, в электронной промышленности. Страна не знала понятия дефицита. Венгерская народная республика вышла на первое место в Европе по производству пшеницы и мяса из расчёта на душу населения, и на второе — по количеству яиц.
«Веселый барак» «бархатного диктатора»
Янош Кадар пошел еще дальше. В стране были упрощены правила въезда для иностранных туристов, а в 1978 году был введен безвизовый режим с капиталистической Австрией. В Венгрии была наиболее либеральная цензура, граждане пользовались свободным выездом за рубеж.
Венгрия стала первой страной Восточного блока, где появилась трасса «Формулы-1». 27 июля 1986 года в Будапеште состоялся концерт рок-группы «Queen» — первое подобное шоу в стране социализма.
Построенную Кадаром систему в шутку называли «гуляш-коммунизмом», а его самого «бархатным диктатором». Даже критики режима именовали Венгрию времен Яноша Кадара «самым весёлым бараком в социалистическом лагере».
Историческая несправедливость
К началу перестройки Яношу Кадару было уже за 70. Как и в СССР, в Венгрии заговорили об эпохе «застоя», о том, что модель, созданная Кадаром, устарела. В 1988 году Янош Кадар перешел на должность председателя Венгерской социалистической рабочей партии, что было формой почетной отставки.
О почете Кадару, впрочем, пришлось забыть — ему припомнили подавление «революции 1956 года», и казнь Имре Надя. В одном из своих последних выступлений уже очень больной Янош Кадар заявил, что ему жаль всех погибших, и он не уклоняется от ответственности за свои действия. Он был готов к тому, чтобы его вину по «делу Надя» рассмотрел суд, но до этого не дошло. В мае 1989 года Кадар оставил пост председателя ВСРП, а 6 июля его не стало.
В конце 1980-х годов бытовало мнение, что Венгрия, более успешная экономически, нежели другие страны социализма, относительно легко переживет переход к капиталистическим отношениям.
Однако те, кто принял страну у Кадара, оказались куда менее талантливыми руководителями. И хотя сегодня положение Венгрии довольно устойчиво, о высотах, на которые страна поднимала в эпоху «гуляш-социализма», остается только мечтать.
И уж, конечно, Янош Кадар, выведший свою страну из глубочайшего политического кризиса 1950-х, не заслужил того посмертного глумления, которое ему устроили в 2007 году.