Разведчик Михаил Мукасей. По легенде и без провалов

Михаил Мукасей. © / Телеканал ОНТ / Кадр youtube.com

115 лет назад родился легендарный советский разведчик Михаил Мукасей. Профессия разведчика не предполагает долгожительства, однако он справил свой столетний юбилей и прожил после этого еще год, умерев 19 августа 2008 г.

   
   

Язык до Штатов доведет

Михаил Исаакович родился в белорусской деревне Замостье в еврейской семье потомственных кузнецов, а трудовую деятельность начал в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе. Он учился на рабфаке, в 1929 г. вступил в ВКП (б).

Затем Михаил поступил в Ленинградский университет, где у него обнаружились способности к иностранным языкам. Михаила откомандировали в Институт восточных языков, там он специализировался на изучении бенгальского и английского. После окончания института в 1937 г. по распоряжения ЦК ВКП (б) Мукасея направили в школу Разведуправления РККА. Он обучался в этой школе вместе с женой Елизаветой Мукасей (урожденной Емельяновой). В 1939 году они выехали в командировку в США, в Лос-Анджелес, под прикрытием вице-консула. 

Сам Мукасей вспоминал, что его первой командировке за рубеж способствовал случай. Жена советского резидента в США сдала в химчистку костюм мужа, не проверив карманы, в одном из которых оказалась расписка в получении агентом денег. Резидента незамедлительно арестовали постоянно приглядывающие за советскими гражданами агенты ФБР.

В Америку Мукасей прибыл с женой и двумя детьми — дочерью Эллой и сыном Анатолием, ставшим впоследствии знаменитым советским и российским кинооператором.

Медвежонок для Чарли Чаплина

В то время американцы проявляли большой интерес к Советскому Союзу. В районе Голливуда в Лос-Анджелесе жили многие американские кинозвезды и многие представители истеблишмента. Бетси и Майк, как называли Мукасеев в Америке, общались со многими из них. Советские разведчики (они же дипломаты) организовывали при консульстве кинопросмотры наших фильмов, концерты, коктейль-вечеринки. Их посещали многие знаменитости — писатель Теодор Драйзер, музыканты Владимир Горовиц, Леопольд Стоковский. Бетси любила поболтать с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом.

   
   

Подружился с Мукасеями и Чарли Чаплин. Вспоминая о нем, Елизавета Мукасей писала: «Обаятельнейший был человек. При знакомстве сразу признался, что любит советских людей, а женщин — в первую очередь… Мой Миша Чаплину всегда предлагал водочки, и тот почти никогда не отказывался». Вице-консул Михаил Мукасей с согласия советских властей подарил Чаплину бурого медвежонка, которого доставили советским пароходом. 

Люди искусства вращались в высших политических кругах Америки, а так как президент США Франклин Рузвельт был большим любителем поговорить с артистами и писателями, то содержание этих разговоров часто доходило и до Мукасея. Тогда он направлял в центр шифровки со специальными пометками: «из кругов, близких к президенту».

Приходилось и рисковать. Однажды пришлось выручать разведчика-нелегала, за которым по пятам шли агенты ФБР. Для этого Мукасей организовал на борту советского парохода большой прием с участием голливудских звезд. Так нелегалу было легче затеряться в толпе. А что касается фэбээровцев, то Михаил правильно рассчитал: они не станут допрашивать и проверять знаменитостей.

Когда началась Великая Отечественная война, центр непрерывно запрашивал, что будут делать японцы? Источники Мукасея неоднократно подтверждали информацию, переданную из Токио Рихардом Зорге: в ближайшее время Япония на войну с Советским Союзом не решится.

Полька, католичка, радист

Мукасей с семьей вернулся в СССР в 1943 роду и несколько лет работал заместителем начальника учебной части специальной разведшколы. А Елизавета через некоторое время начала работать секретарем художественного совета МХАТа. Помимо этого, она посещала лекции главного режиссера театра Михаила Кедрова. Впоследствии ей очень пригодились знания о методике художественного перевоплощения, полученные на этих лекциях. Еще после освобождения Белоруссии Михаил посетил родные места. Там он узнал, что все его родственники были уничтожены нацистами, и нашел человека, уцелевшего в концлагере. Он изучил все, что было известно об этом лагере, посетил места, куда заключенных гоняли на работы. С разрешения этого выжившего человека Михаил присвоил себе его биографию. Более длительная подготовка потребовалась его жене. Елизавета превратилась в польку и ревностную католичку, ей пришлось усиленно изучать польский язык и католические обряды. А поскольку она с молодости увлекалась радиоделом, ее стали готовить и для работы радисткой.

В 1955 году Мукасей выезжает на нелегальную разведывательную работу в Швейцарию под видом консультанта по продаже меховых изделий. Он настолько хорошо изучил это дело, что вскоре стал преуспевающим бизнесменом в этой области. Спустя два года к мужу приехала и Елизавета. Началась активная работа разведчиков-нелегалов Зефира и Эльзы. Кроме выполнения секретных заданий Михаил и Елизавета осуществляли руководство резидентурой в Западной Европе, вся информация от резидентов стекалась к ним, обрабатывалась и передавалась в Центр. Не раз они были на грани провала. Например, много нервов стоило им сообщение швейцарских газет о запеленгованном контрразведкой радиопередатчике и одновременно с этим реальных обысках в домах по соседству.

После этой миссии Мукасеи работали во Франции, в других странах, на разных континентах. Хорошо знавший иврит Мукасей был в Израиле во время и после арабо-израильской Шестидневной войны 1967 года, когда СССР разорвал дипломатические отношения с этой страной. Как-то в одном из интервью Михаила и Елизавету спросили, во скольких странах они побывали за годы своей работы, Михаил сослался на забывчивость, а Елизавета ответила: более чем в 40 странах. 

В конце 1970-х годов супруги-нелегалы вернулись в СССР и стали заниматься подготовкой нового поколения резидентов. За выдающиеся заслуги перед страной полковник Михаил Мукасей был награжден множеством орденов и медалей. Немало их было и у его верной спутницы и помощницы подполковника Елизаветы Мукасей.