«Развал СССР его сильно подкосил». Каким был Алексей Маресьев

Картина «Портрет Героя Советского Союза, летчика-истребителя майора Алексея Маресьева» работы художника К.Максимова. 1949 год. Репродукция. © / Игорь Бойко / РИА Новости

20 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Алексей Маресьев в воздушном бою сбил два вражеских истребителя Fw.190. Этот подвиг принес молодому летчику звание Героя Советского Союза (награда была вручена в конце августа, после завершения Курской битвы), а также обеспечил внимание корреспондентов центральных газет. В их числе был и Борис Полевой, который узнал историю пилота с протезами ноги Маресьеву ампутировали еще в 1942 году, когда он был сбит над Демьянским котлом и восемнадцать суток добирался до своих. Потом он сумел добиться возвращения в действующую часть, летал на боевые задания и сбил семь вражеских самолетов. Юбилей подвига Маресьева отмечается в рамках празднования 75-летия Курской битвы; Российская государственная библиотека и РИВО подготовили к этой дате совместный проект: выставку различных изданий «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого от первой публикации 1946 года в журнале «Октябрь» до современных книг. АиФ.ru поговорил с сыном героя Виктором Маресьевым о его отце, об опере Сергея Прокофьева и об утилизированном самолете.

   
   

«Детям очень понравилось»

Нашу семью, разумеется, позвали на премьеру оперы в Большой театр, мы сидели в директорской ложе. И вот спектакль закончился, аплодисменты, и приходит человек и говорит, что народ зовет героя на сцену. «Ну раз зовет, надо идти», сказал отец и поднялся. Открывает дверь - а на него набрасывает корреспондент: «Алексей Петрович, что вы можете сказать об опере?!» А что он может сказать - он же вырос в Камышине, закончил фабрично-заводское училище и до войны работал токарем, а тут сложная музыка Прокофьева. «Хорошо сымитирован звук моторов», вывернулся отец.

Конечно, опера воспринимается неоднозначно. «Отрежем, отрежем Мересьеву ногу...». А представьте, каково оперному певцу петь лежа? Но недавно ее ставили в «Геликон-опере», и детям очень понравилось.

Я раньше стеснялся рассказывать об отце. Но потом увидел неподдельный интерес к этой истории как раз у детей. Им любопытно, какой марки был у Маресьева самолет, почему он пересел с Як-а. И я решил, что должен выступать не как сын, а как заместитель отца. Ведь я прожил с ним 56 лет, он меня воспитал, я многое от него взял.

Сейчас и книги издаются другие. Вот, например, (Виктор Алексеевич достает пару разных изданий «Повести о настоящем человеке») комикс и диск с фильмом, чтобы донести эту историю в доступной форме. А вот здесь нашли нужный шрифт и стилизовали под старые журналы, да еще и добавили архивные материалы. Так, наверное, и нужно.

«То ли дело на «ишачке»

Недавно нашли место, куда упал самолет Маресьева. Ведь как было его взяли в клещи, перебили маслопровод, ранили, он увидел на земле белое пятно, подумал, что озеро, и направил самолет к нему. Но не дотянул немного, метров сто пятьдесят, его выбросило из самолета, падение смягчили лапы елей и глубокий снег. Я побывал там и представил, как отец все это увидел: с одной стороны даже на здоровых ногах не пройти, кустарник, ветки переплетенные. А с другой озеро, которое оказалось не озером, а болотом. По нему он и пополз. Ему и весна особо не помогла заморозки до минус десяти ночью, небольшой плюс днем, а он в мокрых унтах... Отца туда не заманить было, не хотел ехать.

Его подвело, что у него не оказалось карты. Где искать своих? На востоке. Он на восток и пополз. А в другую сторону совсем рядом была дорога, а по ней через полтора километра — дивизионный штаб. 

   
   

В свое время под Демьянском искали самолет отца, мне даже предлагали купить у «черных копателей» Як-1 и перебить номера. Пришлось коленку использовать (смеется). А на самом деле его утилизировали еще в середине мая 1942 года. Есть документы, там написано, какая часть, кто именно этим занимался. Ведь немцев там не было, глухие леса.

Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Летать отец не хотел. Говорил, что ему неуютно, когда не он за штурвалом. Да и поколение самолетов уже было другим. Ему постоянно предлагали полетать. «Что ты меня на свой реактивный заманиваешь, на нем, чтобы развернуться, под Орел лететь надо. То ли дело на «ишачке»!», — отвечал он. Так и не смог привыкнуть к новинкам.

«А дела ты забыл?»

Когда отец стал очень известен — особенно после фильма («Повесть о настоящем человеке» 1948 года), — его пригласили на Старую площадь и предложили учиться дальше: либо в Академии Генштаба, либо в Высшей партийной школы. Но он решил, что безногие генералы не нужны и выбрал ВПШ. И сидел ночами, скрипел зубами, изучая английский язык, даже мог немного говорить на нем, философию закон отрицания отрицания и прочее. Даже называл себя в шутку диалектиком. Потом у него была аспирантура, он защитил диссертацию по истории.

После ВПШ отец оказался на нужном месте, он стал одним из создателей ветеранского движения в нашей стране. Он жил ветеранской жизнью, это очень полезное дело, но сложное. Ведь ветераны разные были, у многих после войны была нарушена психика. И отец мог помочь им и помогал. Собственная слава заставляла его служить людям. Дошло до того, что его вызвали в ЦК КПСС и спросили, почему он устроил собес из комитета ветеранов. А как иначе?

Помню, пришел к нам домой корреспондент и спросил отца: стоит отмечать 9 мая? Отец ответил: стоит конечно, ведь мы после этого для одержали еще одну победу — над собой!

Развал Советского Союза его сильно подкосил. К нему тогда пришел один знакомый, с большой звездой: Лешка, ты видишь, оказывается, какие при Сталине делишки творились? Отец едва через стол не перепрыгнул и закричал: «А дела ты забыл?». Он себя называл марксистом-ленинцем, но вообще был сталинистом, конечно.