Разоблачение Галилео. Астроном пострадал не за науку?

Этот процесс сопровождает такое количество легенд, что муть царит неописуемая. Лучше всего состояние дел характеризует цитата Бориса Грызлова: «Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил: «А Земля всё-таки вертится». Ну, положим, на костёр отправили не Коперника, а Джордано Бруно. И вовсе не за это. А вот насчёт вращения Земли... Легенда о том, что Галилей, вынужденный отречься от своих убеждений, упрямо шепнул: «А всё-таки она вертится», - оказалась удивительно живучей.

   
   

Большой жизнелюб

Миллион раз повторялось, что с «чекистами» инквизиции не рекомендуется шутить даже таким оторвам, как наш герой. И всё равно это выражение - первое, что приходит в голову при фамилии Галилей. К этому приучают с детства - возможно, кто-то помнит смешную картинку из «Пионерской правды» с вертлявой девчонкой и серьёзным мальчиком, сопровождаемую характерным диалогом:

- Синьор учитель, а она вертится!

- Галилео, не будь ябедой...

С детства же усвоен и пакет стереотипов, связанных с этим именем. Учёный, бессребреник, скромник, бедно одевался, придерживался прогрессивных взглядов, сидел в застенке и терпел гонения от католической церкви. Правды в этом не больше, чем в легенде про «вертится». Здесь что ни утверждение, то восторг. До чего же всё не так, как принято думать!  Вот, скажем, прогрессивные взгляды. Галилей преподаёт в Падуанском университете, что в Венецианской республике. И очень этим тяготится. Причина проста: «Нравы, обычаи и само устройство нашей республики не дают мне и другим настоящим учёным нормально заниматься». Золотые, а главное, пророческие слова - глядя на ситуацию с отечественной наукой, впору признать абсолютную правоту Галилея. Что до его скромности, бедной одежды и прочего - это особый разговор. Галилей был большой жизнелюб. Между прочим, и по дамской части тоже - долгое время жил без венчания и брака с венецианкой Мариной Гамба. Причём открыто. По тем временам дерзость неслыханная.

Галилей показывает телескоп венецианскому дожу (фреска Дж. Бертини) Фото: Commons.wikimedia.org

Его многочисленные друзья и знакомые неоднократно отмечали: «Галилео - модник и привык одеваться пышно и изысканно. Кроме того, в своём окружении он славен не только научными достижениями, но ещё большим знанием и пониманием дорогих вин».

На жалованье профессора, 180 флоринов в год, особо не разгуляешься. Флорин по тем временам - это либо два хороших обеда, либо четыре бутылки среднего вина. А вот если сбежать из республики и обосноваться при дворе тосканского герцога Козимо Медичи, то это запросто. Оклад герцог положил учёному солидный - примерно в десять раз больше, чем профессорские гроши. Плюс полное содержание.

   
   

В это не верится, но тогда учёный мог стать натуральной звездой, да такой, что куда там шоу-бизнесу! А Галилей, после того как собрал один из первых телескопов, как раз ею и стал. Интерес к новой игрушке и новой забаве под названием «астрономия» был такой, что Галилео моментально стал самым модным человеком Европы. Его сравнивают с Колумбом. За право написать его портрет сражаются не самые последние живописцы. Например, Тинторетто. Французский король Генрих IV, неоднократно воспетый Дюма, ищет внимания учёного и просит открыть для него какую-нибудь звезду. Сам римский папа (!) пишет в его честь стихи - это к вопросу о «преследованиях».

Культура дискуссии

Есть такое понятие - «звёздная болезнь». Симптомы известны: успешному человеку кажется, что весь мир у него в кармане. Поведение соответствующее - самолюбование и высокомерие. Подвержен этой болезни оказался и Галилей. Например, с коллегами, среди которых, к слову, было немало иезуитов, он не церемонится. Иногда совершенно напрасно. Так, дискутировался вопрос о происхождении комет. Иезуиты считали, что это вполне себе нормальные небесные тела. Галилей же яростно утверждал, что кометы - не более чем оптическая иллюзия. Культура дискуссии с его стороны была примерно такой: «Кто не разделяет моих убеждений, является дураком с головой, набитой птицами, его трудно назвать человеком, это пятно, нанесённое на честь человеческого рода». Переходил и на личности. Об астрономе и иезуите Шейнере писал: «Этот поросёнок и лукавый ослёнок вздумал меня поучать!» А ведь поучать стоило  - конкретно в вопросе о кометах Галилей, как известно, здорово ошибался.

Тито Лесси. Галилей и Вивиани. Музей истории науки, Флоренция. Фото: Commons.wikimedia.org

Нажить себе врагов при таком поведении проще простого. Так и случилось. Недаром уже после процесса математик и член коллегии иезуитов Гринбергер заметил: «Если бы Галилей сумел сохранить расположение к себе со стороны коллегии, то жил бы он в славе на свете и не случилось бы с ним ни одного из его несчастий, и он мог бы писать по желанию о любом предмете, в том числе и о движении Земли...»

Заслуживал ли он при всех минусах его характера такого унижения - стоять на коленях и произносить слова отречения? Скорее всего, нет. Как не заслуживали отборных ругательств и его оппоненты. Но, к чести церковников, никто ни разу не упрекнул Галилея за жизнь в гражданском браке. А ведь как красиво могло бы выйти - мало того что подозревается в ереси, так ещё и живёт в блуде! Между прочим, в «прогрессивной» протестантской Швейцарии за нелегальное супружество отрубали голову. Так что вертится там что-то или нет - неважно. Важно, что Галилей вывернулся.

Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847, Лувр. Фото: Commons.wikimedia.org

Возможно вам будет интересно: Что такое маятник Фуко и каков принцип его работы →