История Ватикана полна интриг, заговоров и убийств. Жертвами становились и рядовые служители церкви, и кардиналы, и даже сами римские папы.
Казалось бы, к концу XX века подобные страсти навсегда должны были уйти в прошлое. Но двадцать лет тому назад в Ватикане произошло убийство, которое и по сей день считается одной из главных загадок этого государства.
Надежда и опора папы
Основанная в 1506 году «Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского папы» считается одной из старейших армий мира. С 1970 года швейцарские гвардейцы остаются единственным силовым подразделением Ватикана.
По традиции в составе подразделения только швейцарские граждане; официальный язык гвардии — немецкий. Все гвардейцы, разумеется, должны быть католиками.
Гвардейцы несут службу у входа в Ватикан, на всех этажах Апостольского дворца, у покоев папы и государственного секретаря. Без их участия не обходится ни одна торжественная месса в соборе святого Петра, ни одна аудиенция или дипломатический приём.
При этом подразделение не является исключительно церемониальным. Гвардейцы проходят антитеррористическую подготовку, а помимо мечей и протазанов у них на вооружении есть пистолеты-пулеметы и автоматы.
Смерть 31-го полковника
Должность командира швейцарской гвардии чрезвычайно почетна. Список полковников гвардии — такое звание носит командир — ведется непрерывно с 1506 года.
4 мая 1998 года 31-м командиром папской швейцарской гвардии стал 43-летний Алоиз Эстерманн, сменивший 30-го командира Роланда Бухса.
Новый полковник швейцарской гвардии служил в Ватикане много лет. В мае 1981 года гвардеец Эстерманн своим телом пытался заслонить Иоанна Павла II от пуль турецкого радикала Мехмета Али Агджи.
В своей должности Алоиз Эстерманн находился всего несколько часов. Около 21 часа 4 мая 1998 года в апартаментах Эстерманна были обнаружены три мертвых тела — самого полковника, его жены Глэдис Ромеро, а также 23-летнего капрала швейцарской гвардии Седрика Торне.
Рядом с телом Торне лежало ружье, из которого были убиты все трое. По версии следователей, капрал сначала расправился со своим командиром и его женой, а затем свел счеты с жизнью.
Но почему капрал пошел на такой шаг? Чем ему насолили Эстерманн с супругой?
Версия первая. Месть за издевательства
По одной из выдвинутых версий все дело было в своеобразной «дедовщине», которая процветает в рядах гвардейцев. Торне прослужил в гвардии чуть более трех лет и регулярно подвергался унижениям и издевательствам со стороны тех, чей срок службы был значительно большим. Больше других пытался задеть Торне как раз Эстерманн.
Как уже говорилось, официальный язык гвардии немецкий, что не мешает служить в ней и франкоязычным швейцарцам. 23-летний капрал принадлежал к франкоязычному меньшинству, что стало дополнительным поводом для издевательств со стороны Эстерманна.
Седрик Торне сносил обиды и с нетерпением ждал награждения медалью Бенемеренти — она полагалась всем, кто отслужил в гвардии три года. Церемония должны была пройти в Гвардейский день, 6 мая, но в списках представленных к медали Торне не нашел своей фамилии. Вычеркнуть ее мог лишь новый полковник.
Терпение Торне кончилось. Он явился в апартаменты Эстерманна, где расстрелял его, а затем и попавшуюся под горячую руку супругу обидчика. Затем капрал покончил с собой.
Скептики возражают — реальных доказательств того, что Эстерманн издевался над Торне, нет. Наоборот, некоторые свидетели говорят, что их отношения были дружескими.
Версия вторая. Отвергнутый любовник
Из этих предположительно теплых отношений вырастает вторая версия — полковник и капрал были любовниками.
О том, что связи подобного рода существуют даже в среде высокопоставленных католических деятелей, пресса пишет много лет. Католической церкви немалый ущерб нанесли скандалы, связанные со священниками-гомосексуалами.
Есть предположение, что Алоиз Эстерманн, несмотря на то, что был женат, встречался и с мужчинами. Новобранец гвардии Седрик Торне привлек его внимание, и матерый ветеран Эстерманн приобщил молодого человека к однополым отношениям.
Торне влюбился в старшего товарища, но тот со временем охладел к Седрику, изменив ему. Капрал сходил с ума от ревности и вечером 4 мая решил свести счеты с возлюбленным, а затем и с самим собой.
Но в действительности нет фактов, которые могли бы однозначно подтвердить, что связь Эстерманна и Торне существовала. А значит, версия о ревнивом любовнике не может считаться убедительной.
Версия третья. Казнь шпиона
В 2004 году журналист Виктор Гитард заявил, что с 1979 года и до распада социлистического блока Алоиз Эстерманн являлся агентом спецслужбы ГДР «Штази». При этом ссылался журналист на откровения руководителя внешней разведки Восточной Германии Маркуса Вольфа.
Согласно этой версии, с Эстерманном расправились те, кто считал его «предателем идеалов», а Торне выступал лишь в качестве орудия мести.
Однако за Маркусом Вольфом не водилось привычки раскрывать тех агентов, которые ранее не были раскрыты. Найти подтверждение словам журналиста не получается. Кроме того, очень сомнительно, что Ватикан назначил бы командиром швейцарской гвардии человека, в отношении которого существовали бы даже намеки на шпионское прошлое.
Версия четвертая. Заговор
Близкие Седрика Торне убеждены, что он вообще не мог совершить этого преступления. Ряд исследователей согласны с ними и считают, что капрал, как и полковник Эстерманн с супругой, стал жертвой заговора. Убийцы, расправившись со всеми тремя, так обставили дело, чтобы виновным признали Седрика Торне.
Зачем потребовалось убивать Эстерманна? Ватикан и сегодня полон интриг и противоборствующих группировок. Новый полковник швейцарской гвардии мог слишком много знать, и влиятельные люди решили от него избавиться. В государстве-городе очень не любят реформаторов. Папа Иоанн Павел I, говоривший о необходимости глубоких изменений, в 1978 году умер при странных обстоятельствах через 33 дня после своего избрания на папский престол.
Удобный вердикт
Обращает на себя внимание официальный вывод по делу об убийстве полковника Эстерманна. После девяти месяцев следствия судья трибунала Ватикана Джанлуиджи Мароне вынес вердикт — причиной убийства стал приступ безумия. Чрезвычайно удобное решение, которое устроило всех, кроме родственников погибших. В Ватикане и спустя годы, говоря о деле Эстерманна, пожимают плечами — несчастный Седрик Торне стал жертвой «козней дьявола».
Похоже, гибель Алоиза Эстерманна так и останется одной и сотен нераскрытых тайн Ватикана.