Прейскурант Молотова. Мифы и правда о платном образовании в СССР

Во время урока в средней школе села Кольцовка колхоза им. И. В. Сталина Вурнарского района Чувашии. 1940 год. © / Анатолий Гаранин / РИА Новости

«Запоминается последняя фраза», — такой постулат вывел разведчик Штирлиц, вернее, автор произведения Юлиан Семенов. Из последних десятилетий СССР граждане хорошо запомнили бесплатное среднее и высшее образование.

   
   

200 рублей в год

Это достижение советской эпохи относится к бесспорным, и апологеты СССР искренне обижаются, когда слышат, что в Советском Союзе так было не всегда. Но из песни слова не выкинешь: в течение достаточно длительного периода советским школьникам и студентам приходилось платить за обучение.

26 октября 1940 года председатель Совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов подписал Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий».

«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, — говорилось в нем, — Совет Народных комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год;

   
   

б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год».

Для человека, привычного к порядку вещей позднего СССР, это постановление выглядит шокирующим. Как же так? Ведь это нарушение всех принципов, заложенных в советский проект!

Цели благие, средств не хватает

Но тут нужно рассмотреть ситуацию несколько глубже. В 1918 году большевики сформулировали принципы новой школы: единая, светская, бесплатная, общедоступная.

Но с первых шагов эти принципы столкнулись с суровой реальностью, в которой не хватало средств ни на оборудование школ, ни на обеспечение достойного уровня жизни учителей. Да и самих учителей при всеобщем образовании, которого в Российской империи не существовало, не хватало. В итоге на обучение деньги собирали порой всем миром, вводя на местном уровне и оплату. Уровень ее при этом не должен был становиться препятствием для обучения широких слоев. Поэтому существовало большое количество льготников, которых в связи со сложным материальным положением семей освобождали ото всех платежей.

«Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей», — гласило разъяснение Народного комиссариата просвещения, выпущенное в 1921 году.

«Льготники» и «сборы на шторы»

Декрет Совнаркома от 28 июля 1924 года «О дополнении к постановлению о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркомпроса» гласил: «1. Рабочие и служащие, получающие заработок менее пятидесяти пяти рублей по первому поясу, пятидесяти рублей по второму поясу и сорока пяти рублей по третьему поясу, освобождаются от платы за обучение их детей в школах первой и второй ступени.

2. Правила и нормы по взиманию платы за обучение детей устанавливаются на местах губернскими исполнительными комитетами по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов с тем, чтобы отчисления не превышали пяти процентов получаемого жалованья, независимо от количества обучающихся детей».

5 процентов от жалования для лиц, не относящихся к числу малоимущих, — сумма, не носящая фатального характера и не лишающая детей возможности получать образование.

К 1930-м годам выплаты опустили на уровень самих школ, то есть пресловутые «сборы на шторы» появились еще тогда.

Надо сказать, что задачи, поставленные перед собой в сфере образования, большевики медленно, но верно решали. Удалось ликвидировать неграмотность среди взрослого населения, а детей охватили всеобщим образованием вплоть до 7 класса, что по мировым меркам того времени было настоящим прорывом.

Стране нужны рабочие

В стране происходила индустриализация, а после прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов замаячила угроза новой войны.

Советскому Союзу остро требовались рабочие руки, и в этой связи приходилось чем-то жертвовать. Например, доступностью полного среднего и высшего образования.

Вместе с постановлением Молотова вышел и другой документ: «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно ему, сотни тысяч подростков в возрасте от 14 до 17 лет должны были направляться в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получение рабочих специальностей было совершенно бесплатным, но выпускники должны были в течение четырех лет работать на предприятиях, куда их отправляли по распределению.

Решение с учетом того, что Вторая мировая война шла уже полным ходом, понятное. Страна наращивала оборонно-промышленный потенциал и звала к станку. Тем, кто общему направлению следовать не хотел, предлагалось заплатить. Много это или мало? Средняя зарплата рабочего в СССР в 1940 году составляла 340 рублей в месяц. 200 рублей в год за обучение ребенка в старших классах — ощутимо, но не фатально. 400 рублей за учебу в столичных вузах — еще более существенно, но опять-таки нельзя сказать, что это был непреодолимый барьер на пути к мечте.

Ограничение, но не стена: чем постановление Молотова отличается от «циркуляра о кухаркиных детях»

Сравнивать постановление Молотова со знаменитым царским «циркуляром о кухаркиных детях» некорректно: задачи намеренно поражать в правах какие-то группы граждан советская власть не ставила. Первоначально предполагалось, что льготников в данном случае не будет вообще. Однако почти сразу от платы за обучение освободили воспитанников детских домов, детей пенсионеров-инвалидов, затем детей педагогов. А с началом Великой Отечественной войны число льготных категорий, освобождавшихся от платежей за образование, стало расти в геометрической прогрессии.

Тем, кто хотел учиться бесплатно, была открыта дорога в военные и авиационные училища: там никакой платы за обучение не взимали.

Понятно, что нововведение радости у граждан не вызвало. Кое-где студенты устраивали настоящие акции протеста во время лекций, заявляя, что власть предает ленинские идеалы и возвращается к «царским порядкам». Несмотря на подобную крамолу, власти репрессивную машину не запускали: накануне войны было просто не до того.

Испытания военного лихолетья вообще быстро отодвинули вопрос платы за обучение куда-то на периферию общественного внимания.

Да и вообще, историй о том, как плата за обучение в старших классах сломала людям жизнь, практически нет. Еще во время войны, помимо расширения категорий льготников, плату за обучение отменили для коренных народов среднеазиатских союзных республик. Решение абсолютно понятное: там, где образованных кадров не хватало, молодежь максимально стимулировали к получению полного среднего и высшего образования.

Новый поворот

К середине 1950-х, когда страна преодолела послевоенную разруху, необходимость в постановлении 1940 года отпала. Теперь Советскому Союзу нужны были высококвалифицированные рабочие, с 10 классами образования, а лучше — и с вузом за плечами. Государство само готово было платить за это.

6 июня 1956 года вышло постановление Совета министров СССР № 768, которое гласило: «В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР».

Советская страна вступила в новую эпоху: власти призывали тех, кто не окончил 10 классов, поступать, несмотря на возраст, в вечерние школы (достаточно вспомнить легендарный фильм «Большая перемена»), а затем — на вечерние и заочные отделения вузов. Само собой, теперь уже полностью бесплатно.