Президент России Владимир Путин в рамках государственного визита в Китай, помимо Пекина, посетит город Харбин — административный центр провинции Хэйлунцзян. Глава государства примет участие в церемонии открытия восьмого Российско-китайского ЭКСПО и четвертого Российско-китайского форума по межрегиональному сотрудничеству, встретится со студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.
Почему Харбин называют русским?
Китайский Харбин — город с русской историей. Основанный в 1898 году как станция строившейся Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), до сих пор сохранил множество зданий русской архитектуры. Сначала здесь жили русские, строившие железную дорогу, потом сами железнодорожники — наши соотечественники. С 1901 года размещались пограничники и их семьи. В конце 20-х годов прошлого столетия в городе сложилась крупная русская диаспора.
После Октябрьской революции Харбин был одним из крупнейших центров русской эмиграции. Перед Шанхаем здесь недолгое время прожил русский и советский певец, актер Александр Вертинский. В Харбине выступал Федор Шаляпин. Сергей Лемешев в 1927-1929 годах был солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине.
В 1928 году в Харбинской филармонии выступал российский музыкант, пианист, композитор и дирижер Давид Гейгнер. В этом же году он создал джаз-оркестр «Русский Харбинский Оркестр». В 1934 году Олег Лундстрем основал здесь джаз-оркестр, ставший в будущем знаменитым на весь мир.
Территория для постройки и эксплуатации дороги представляла собой полосу отчуждения КВЖД, которая находилась под управлением русских властей до 1920 года. В полосе отчуждения действовало русское законодательство, следствие и судебное производство. Безопасность обеспечивала русская полиция, а с 1901 года — Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи.
Правда ли, что Харбин строили русские?
Участники Первой международной научно-практической конференции «Любимый Харбин — город дружбы России и Китая», которая прошла в 2018 году в городе, опубликовали сборник статей. В одной из них иностранный член РАН, профессор Цицикарского университета КНР, член Союза писателей России Ли Яньлин написал, что «строительство КВЖД является результатом совпадения политики России и политики династии Цин. Россия и Китай построили КВЖД совместными усилиями и в совместных интересах. В начале строительства КВЖД Китай осуществил инвестицию в предприятие в размере 300 килограммов серебра. 200 тысяч рабочих-строителей, не включая инженеров и техников, были китайцами. Об этом ярко свидетельствует большой альбом КВЖД с тысячами фотографий, который составил Музей провинции Хэйлунцзян. КВЖД, таким образом, является совместным российско-китайским предприятием».
Автор романа «Харбин», член Союза писателей России Евгений Анташкевич в этом же сборнике отметил, что в 1898 году на пустом берегу мощной реки Сунгари русские инженеры, архитекторы, специалисты-железнодорожники, географы и купцы принимали активное участие в строительстве города, который был возведен буквально с нуля за 30 лет.
Источники:
www.kremlin.ru
www.rgo.ru