В ночь с 11 на 12 июня 1937 года по приговору Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР были расстреляны высокопоставленные военачальники Красной Армии – маршал Тухачевский, командармы 1-го ранга Уборевич и Якир, командарм 2-го ранга Корк, комкоры Фельдман, Эйдеман, Примаков и Путна.
Процесс по «делу Тухачевского» стал самой известной страницей «Большого террора» в Красной Армии.
Но за двенадцать дней до казни Тухачевского из жизни ушел человек, занимавший на протяжении нескольких лет пост главного идеолога РККА.
Яна Гамарника не судили и не казнили. Он все сделал сам.
Революционер из Одессы
Ян Борисович Гамарник родился в Житомире 2 июня 1894 года. Когда Яну было пять лет, семья переехала в Одессу. В 1905 году началась первая русская революция, одним из эпицентров которой стала Одесса. На 11-летнего паренька происходящее вокруг произвело неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что революционные выступления были подавлены, подросток уже зародился идеями построения новой жизни.
После окончания гимназии Ян намеревался отправиться в Петербург, чтобы получить медицинское образование. Но поездка в столицу требовала денег, которые молодой человек решил заработать сам. Переехав в городок Малин, он стал работать репетитором. Накопленные средства позволили ему в 1914 году поступить в Петербургский психоневрологический институт.
Впрочем, к медицине он скоро охладел. Гамарнику удалось перевестись на юридический факультет Киевского университета. Так, будучи студентом, он в партию большевиков.
От подпольщика до государственного деятеля
Гамарник быстро зарекомендовал себя как отличный оратор и пропагандист. После Февральской революции 1917 года его избирают главой Киевского комитета РСДРП (б). Высокое доверие для 23-летнего молодого человека с весьма коротким партийным стажем.
Октябрьская революция 1917 года, победившая в Москве и Петрограде, далеко не везде проходила успешно для большевиков. В Киеве Гамарник и его единомышленники были арестованы. Их жизнь висела на волоске, но в городе началось восстание рабочих, и задержанные большевики были освобождены.
Удержать власть на Украине большевикам поначалу не удалось, и Гамарник перешел на подпольную работу. Он руководил ячейками большевиков в Одессе и других городах, а летом 1919 года был назначен членом Реввоенсовета Южной группы войск 12-й армии.
В 1920-1921 годах был одним из большевистских руководителей в Киеве и Киевской губернии, после чего он был переведен на Дальний Восток.
После того, как советская власть окончательно установилась в регионе, Гамарник занимался вопросами промышленного развития Дальнего Востока.
В 1928 году его перевели с востока страны на запад, назначив первым секретарем ЦК компартии Белоруссии.
«Человек Сталина» на посту идеолога армии
На тот момент в партии шла довольно жесткая борьба, в которой Гамарник зарекомендовал себя как последовательный сторонник Сталина. Оценив его преданность, Иосиф Виссарионович в 1929 году содействовал назначению Яна Гамарника на пост начальника Политуправления РККА.
Красная Армия задумывалась как военная структура с сильно идеологической составляющей. Для правильного политического просвещения бойцов и воспитания их в нужном русле и было создано политуправление.
Наверное, начальника Политуправления РККА можно назвать «главным комиссаром Красной Армии». Получить это ключевой пост мог только человек, полностью лояльный руководителю.
Гамарник доверие оправдывал на все сто. Выступая в ноябре 1929 года на Пленуме ЦК, он громил представителей «правой оппозиции»: «Мы не можем терпеть, чтобы в рядах нашего Политбюро находились люди, которые мешают нашей борьбе, которые путаются между ног, которые объективно защищают классового врага».
Одновременно с постом начальника Политуправления РККА, он стал первым заместителем наркома обороны СССР.
Ян Гамарник отвечал за связь структур Наркомата обороны с органами госбезопасности, санкционировал увольнение из РККА ненадежных элементов, к которым в начале 1930-х причислялись бывшие царские офицеры.
Комиссар 1-го ранга
В 1935 году Гамарнику первым в армии было присвоено звание армейского комиссара 1-го ранга.
Уже гремели первые крупные политические процессы, а начальник Политуправления РККА оставался верным сталинцем.
Когда летом 1936 года были расстреляны Каменев и Зиновьев, Ян Гамарник говорил на митинге: «С чувством глубокого удовлетворения мы встретили приговор о расстреле шайки преступников, убийц и фашистских агентов Зиновьева, Каменева».
В феврале 1937 года, когда был поставлен вопрос об исключении из ЦК партии Николая Бухарина, Гамарник оказался в числе тех, кто поддержал это предложение.
«Главного комиссара» серьезно подводило здоровье, он страдал от диабета, но старался сохранять активность. Эта активность и погубила его.
Заговорщик
Среди военных разгорелась острая дискуссия относительно путей дальнейшего развития армии, ключевыми противоборствующими фигурами в которой являлись Клим Ворошилов и Михаил Тухачевский. Сталин поддержал Ворошилова, а за группу Тухачевского вскоре взялись спецслужбы.
Когда речь зашла о мерах против Тухачевского, Гамарник заявил Сталину, что считает его талантливым военачальником и все обвинения в его адрес – ошибка.
Это предопределило и участь самого Яна Гамарника. Тухачевского перевели с поста заместителя наркома обороны на должность командующего войсками Приволжского военного округа 10 мая 1937 года. Всего через десять дней самого Гамарника сняли с поста начальника Политуправления РККА, назначив членом Военного совета Среднеазиатского военного округа.
Членов «группы Тухачевского» арестовывали одного за одним, 22 мая задержали и самого маршала. У Гамарника обострилась болезнь, он находился дома, но прекрасно понимал, что в любой момент могут прийти и за ним.
30 мая Политбюро принимает решение об отстранении Гамарника «от работы в Наркомате обороны», как человека, находившегося «в тесной групповой связи» с участниками «военно-фашистского заговора».
«Запутавшись в связях с антисоветскими элементами»
Некоторые свидетели утверждают, что в этот день Ян Гамарник едва не умер из-за очередного обострения болезни, но медики успели оказать ему помощь.
Однако когда он узнал о решении Политбюро относительно себя, то понял, что жизнь подошла к концу. Ян Гамарник все сделал сам.
1 июня 1937 года в газете «Правда» появилось сообщение: «Бывший член ЦК ВКП(б) Я. Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил жизнь самоубийством».
Формально приговора в его отношении не было, но, тем не менее, посмертно он был объявлен «врагом народа». В 1955 году также посмертно Яна Гамарника реабилитировали.