Полярный Колчак. Легендарный адмирал был известен как исследователь Арктики

Колчак в кают-компании шхуны «Заря» © / Commons.wikimedia.org

Интерес к личности Александра Колчака не пропадает и сегодня в немалой степени благодаря популярному художественному фильму «Адмиралъ» с Константином Хабенским в главной роли. Но жизнь адмирала далеко не ограничивалась борьбой с большевиками. О Колчаке-исследователе, учёном и моряке, многие годы широкой публике почти ничего не было известно.

   
   
Александр Васильевич Колчак на зимовке у полуострова Таймыр. 1900—1901 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Неведомая земля

Карьеру военного моряка Александр Колчак выбрал по семейной традиции. Учился он в Петербургской гимназии и Морском кадетском корпусе, вскоре после окончания которого 19-летним мичманом отправился в первое заграничное плавание. Следующие несколько лет служил на кораблях Тихо­океанского флота и Балтики.

Летом 1900 г. Колчак на шхуне «Заря» отправился в полярную экспедицию, которой руководил известный исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Во время экспедиции Колчак проделал большую работу и составил карту берегов Таймыра. Барон ценил молодого помощника не только как гидрографа, обязанности которого он выполнял, но и как исследователя. С подачи Толля один из открытых островов в Карском море получил имя Колчака, а самого Колчака, набиравшего популярность в научном обществе, вскоре стали звать «Колчак-полярный».

Кстати, по недосмотру большевиков остров Колчак на карте Советского Союза просуществовал до 1937 г. Потом его переименовали в честь другого участника экспедиции - Степана Расторгуева, которому барон ранее «подарил» другой остров. Так в Карском море почти 60 лет сосуществовали два острова Расторгуева! Имя Колчака вернулось в Арк­тику лишь в 2005 г.

Организованная Академией наук полярная экспедиция определяла её точную цель - обнаружение и обследование легендарной Земли Санникова, а также других островов, расположенных за Новосибирским архипелагом. В надежде найти Землю Санникова Толль с несколькими спутниками отправился на остров Беннета и затерялся где-то во льдах. Оставшиеся на шхуне «Заря», исполняя данный ранее приказ начальника экспедиции, отправились на материк. Для спасения Толля была снаряжена другая экспедиция, которую возглавил Колчак. Отправились на 6-метровом вельботе, обеспечивающем достаточную маневренность спасателей, - эту большую лодку можно было перетаскивать на руках. Однако, дойдя до ост­рова Беннета, они обнаружили следы пропавшей группы, вещи и дневники барона Толля, но самих людей не нашли.

Участники экспедиции Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем — Колчак. Фото: Commons.wikimedia.org

На суше и на море

Во время Русско-японской войны Колчак служил в Порт-Артуре на кораблях, которые ставили мины. На них подо­рвались три японских транспорта и крейсер «Такосадо». За мужество он был награждён Геор­гиевским оружием, но после сдачи крепости вместе со всем гарнизоном попал в плен. 

Факты
Один и тот же необитаемый остров в карском море именем Колчака называли дважды: в 1901 и в 2005 годах.

После возвращения из плена и отпуска на лечение для Колчака начинается куда более спокойная жизнь. Его прикомандировывают к Академии наук для обработки материалов полярной экспедиции. Он пишет отчёт и работает над монографией «Лёд Карского и Сибир­ского морей», которая до сих пор остаётся классиче­ским трудом по этой теме. Заслуги Колчака-исследователя высоко оценило Русское географическое общество, наградив его Большой Константиновской медалью. Этой престижной награды были удостоены всего три полярных исследователя, включая Фритьофа Нансена.

   
   

Мировую войну Колчак встретил на Балтике. Весной 1916 г. он получает чин контр-адмирала, а уже летом его производят в вице-адмиралы и назначают командующим Черно­морским флотом. Отличился он, например, операцией по минированию Босфора, но за гибель на рейде Севастополя новейшего линкора «Императрица Мария» должен был пойти под суд. Император отложил дело до окончания войны...

После Февральской революции Колчак остаётся на посту командующего Черноморским флотом. Невольно втянутый в политику, он пишет своей возлюбленной Анне Тимирёвой: «Десять дней я занимался политикой и чувствую глубокое отвращение к ней». Отказавшись от командования флотом, адмирал выехал в Петроград и был направлен с военной миссией в США.

О большевистском перевороте и сепаратном мире с Германией Колчак узнал, возвращаясь из Америки. Путь в Россию через Японию, Китай и снова Японию оказался неблизким. Во Владивосток Колчак прибывает только в конце сентября 1918 г. За тот период, когда он был верховным правителем, Колчак находил время заниматься Севером. Созданный им комитет по изучению Северного морского пути позволял решать не только текущие вопросы военного снабжения, но и широкий круг транспорт­но-хозяйственных задач всей России. Поэтому большевики не стали ничего менять в структуре этого комитета и сохранили его в прежнем виде. 

Каждый вправе давать свою оценку Колчаку, однако нель­зя не согласиться с высказыванием по этому поводу известного русского писателя Валентина Распутина: «Такие личности, как Александр Колчак, при всей неоднозначно­сти их деяний достойны того, чтобы о них помнил народ».