Полуостров в огне. 70 лет назад советская армия освободила Крым

В середине апреля 1944 г. экипаж советской подводной лодки Щ-215 увидел в северо-западном районе Чёрного моря странную картину: в десятках миль от берега усталый ефрейтор вермахта на надувной резиновой лодке грёб в сторону Турции. Его взяли в плен. Чего только не делали немцы, чтобы вырваться из осаждённого Севастополя!

   
   

Казалось бы, Крым, связанный с материком 8-километровым перешейком, оборонять легко: оседлал его - и победа в кармане. Однако это не удалось ни белым в 1920-м, ни Красной армии в 1941-м, ни немцам в 1944-м. О том, как наша страна в предыдущий раз вернула себе Крым, «АиФ» рассказал Мирослав Морозов, военный историк.

Севастополь останется русским!

- На войне выгодное географическое положение само по себе ничего не решает. Гораздо важнее соотношение сил. В 1941-м при захвате Крыма немцы создали на Перекопе 3-4-кратное преимущество, и полуостров стал ловушкой для обороняющихся. То же самое произошло через 3 года при освобождении Крыма. По личному составу войска 4-го Украинского фронта и Приморской армии превосходили 17-ю немецкую армию почти в полтора раза, по артиллерии - в 2,5 раза, по танкам - в 5,5 раза, по самолётам - почти вдесятеро.

Первая попытка отбить полуостров относится к октябрю 1943 г. Однако взломать немецкую оборону удалось только со второй попытки в апреле следующего года. Зацепиться гитлеровцам в степном Крыму было не за что, отступать пришлось до самого Севастополя. Однако если советские войска удерживали Севастополь 250 дней, то немцы не продержались и месяца.

Генералы вермахта вообще считали оборону города нецелесообразной хотя бы из-за того, что его оборонительные позиции (35 км по фронту и столько же в глубину) насквозь простреливались советской артиллерией. Однако Гитлер решил по-другому: сыграли соображения не военного, а политического характера. В 1942-м захват Крыма был обставлен как триумф германского оружия, и просто «слить» полуостров в 1944-м было бы позором для Германии перед лицом союзных Болгарии и Румынии, а также нейтральной Турции. Это решение и предопределило катастрофу 17-й армии, состоявшей из 5 немецких и 7 румын­ских дивизий.

Бои за Севастополь, 1944 год.. Фото: www.globallookpress.com

Последний штурм

Ключом к обороне была Сапун-гора - гряда высотой 240 м, господствующая над Южной бухтой Севастополя. Передовые части Красной армии вышли к ней 19 апреля, но с ходу взять не смогли. Провалилась и вторая попытка, предпринятая через 4 дня. Только штурм, начавшийся 5 мая после тщательной и всесторонней подготовки, привёл к успеху. Немцы защищались с отчаянностью обречённых. На узкой полоске суши между Сапун-горой и полуостровом Херсонес на западной окраине Севастополя оставалось 35-40 тыс. солдат и офицеров. За одну ночь столько не вывезти, и они об этом знали. Тем более что крупных судов для этого нем­цы на Чёрном море не имели. В море немецкие конвои ждали советские подлодки и торпедные катера. В воздухе господствовала советская авиация. 10 мая были потоплены лайнеры «Тотила» и «Тейя», на дно ушли 8 тыс. человек. Ещё 3 парохода были уничтожены на следующий день у мыса Херсонес.    
   

Тем не менее за последние четверо суток из Севастополя в Румынию удалось эвакуировать ещё 10-15 тыс. солдат. К 8 мая всякая координация между берегом и кораблями была потеряна: или войска выходили ночью к пустому берегу, или корабли прибывали туда, где не было войск. 25 тыс. солдат и офицеров 17-й армии, в том числе 3 командира немецких дивизий, так и остались на мысе Херсонес. 21 тысяча сдалась в плен, остальные погибли.

Колонна пленных немцев. Крым, 1944 год. Фото: www.globallookpress.com

Бегство

Впечатление от разгрома 17-й армии прекрасно передал британский репортёр Александр Верт: «Вид Херсонеса внушал ужас. Вся местность перед земляным валом и позади него была изрыта тысячами воронок от снарядов и выжжена огнём «катюш»... Вода вокруг разрушенного маяка кишела трупами немцев и обломками плотов».

Показательно ещё вот что: из 5 побывавших в Крыму немецких дивизий 4 по прибытии в Румынию пришлось расформировать - из положенных 10 тыс. в них оставалось по 500-700 человек. Однако полностью сорвать эвакуацию не удалось. Это можно было сделать, если бы Ставка дала разрешение ввести в бой крупные надводные корабли Черноморского флота - линейный корабль, 2 крейсера, 6 эсминцев и др. Но в Москве справедливо опасались больших потерь дорогостоящих кораблей. Именно так происходило с Черноморским флотом во время более ранних действий на море.

Тем не менее эта операция для советского ВМФ стала одной из самых успешных за всю войну. А Крымская сухопутная наступательная операция вообще может быть признана шедевром как по воинскому мастерству командиров, так и по героизму солдат.

Севастополь освободили за год до Победы

Иван Патук, полковник в отставке, председатель Совета ветеранов - участ­ников обороны и освобождения Севастополя:

- Хотя Керченский пролив мы форсировали ещё в ноябре 1943 г., только 11 апреля 1944 г. удалось прорвать оборону Керчи. После этого началось полномасштабное наступление на полуостров. Наша группировка шла вперёд, захватывая очень много трофейной военной техники. Благодаря этому усиленный передовой разведывательный отряд, которым я командовал, был на 100% обеспечен немецкими машинами. К штурму Сапун-горы и освобождению Севастополя готовились особенно: немцы превратили свои позиции в неприступную крепость. Их траншеи были забетонированы, а между укреплениями выставлены 6 рядов проволочных заграждений и минных полей. Численность группировки противника превышала 100 тыс. человек.

7 мая, после мощнейшей артподготовки, мы перешли к штурму Сапун-горы. В приступе могли участвовать лишь пехотинцы, ведь крутой склон был неприступен для бронетехники. Практически советские солдаты шли грудью на ураган свинца. К 16 часам этого дня уже прорвали и смяли оборону врага. А к 9 мая, ровно за год до конца войны, мы овладели всем Севастополем. К сожалению, в этом бою погибло очень много моих сослуживцев. Командиры поднимали солдат в атаку и первыми оказывались у противника на мушке. Но особого страха не было, ведь даже под градом пуль ты остро чувствуешь, что воюешь за Родину...

Почти все закрепившиеся на Сапун-горе немецкие части были уничтожены, а уцелевшим дали команду отходить на мыс Херсонес, где их должны были ждать суда. Но артиллеристы не дали им эвакуироваться.

К 12.00 12 мая мы окончательно сломили все очаги сопротивления, взяв в плен десятки тысяч немцев. В операции плечом к плечу участвовали советские солдаты из всех республик. Их подвиг останется в веках.