«Показывают нас как вечно отстающую страну». Нужно ли переписывать историю?

Узнал, что вышел новый отечественный шеститомник «Всемирная история». Что, старая «Всемирка» уже никуда не годится? Зачем раз от раза переписывать то, что было?

   
   

И. Калистратов, Н. Новгород

На этот и другие вопросы отвечает научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик, главный редактор шеститомника «Всемирная история» Александр Чубарьян.

– В бытовом обиходе часто приходится слышать, что историки только и заняты переписыванием одного и того же по сотому разу – то ли в угоду власти, то ли просто так. Упускается из виду, что история – наука, в ней совершаются открытия, появляются новые теории, подходы и сюжеты, которые мы просто обязаны отразить и осмыслить. Мы начали готовить «Всемирную историю» лет 15 назад, и главной задачей было – предоставить нашей стране и миру в целом обобщённую концепцию истории человечества. Подобных проектов существует немного. Мы не хотели, чтобы это было трафаретное издание, старались сделать его инновационным. И одной из самых важных задач видели следующее: показать российский взгляд на мировую историю и вклад нашей страны в общемировое развитие.

Кто осилил «Всемирку»?

– Какой этот современный взгляд?

– Мы старались преодолеть европоцентризм. Наш проект отражает прошлое всей планеты – есть Новая Зеландия, Австралия, Океания, Африка… История – как всемирно связанный процесс: с пониманием и признанием вклада каждой страны, вне зависимости от их территории и состава населения. Причём начинаем мы вообще с происхождения человека.

– Извините, но что же в этом нового? Наша школьная программа примерно так и построена…

   
   

– Вот именно! Для нас это в порядке вещей! Россия – единст­венная страна, где в школах преподают всеобщую историю. Её изучение начинается даже раньше, чем изучение отечественной. В других школах мира преподают только национальную. Наши дети лучше знают устройство мира. К нам обратилось министерство образования Франции с предложением совместно обсудить проблемы преподавания в их школах. По их словам, они хотят преодолеть полное невежество французских детей в изучении истории других стран и народов.

– Вы сказали, что таких проектов не так и много. Сколько же их? И какие страны их осилили?

– Это Англия с её традиционной, кембриджской историей мира. Есть ещё мировая история, которую издаёт Германия. Американцы этим занимаются – у них то, что называется «История мировых цивилизаций». В далёком уже советском прошлом был, соответственно, советский проект… Знаете, я участвовал в большей части Всемирных конгрессов историков – с 1965 г. И я видел, что в мире существует некая недо­оценка отечественного понимания прошлого. До 1990-х гг. это было связано с тем, что наш взгляд на устройство мира основывался на ортодоксальном марксизме-ленинизме. А потом многим казалось, что России вообще не до науки. Между тем наличие национальной исторической школы, которая способна дать свой взгляд на историю мира, – это вопрос государственного престижа. Для гуманитарной сферы это примерно то же самое, что обладание собственной космической программой, – показатель мощи и статуса. Недаром министр иностранных дел Сергей Лавров пригласил нас провести презентацию нашего труда в здании МИД.

Где нас демонизируют?

– Получается, если пустить процесс на самотёк или вовсе забросить, то с нами не будут считаться?

– Значительная доля правды в этом есть. Мы переживаем период активных нападок на Россию, которые распространяются и на нашу науку. Её попросту недооценивают. Показывают нас как вечно отстающую по сравнению с Западом страну либо как вечного агрессора, который, дескать, угрожает цивилизации как таковой. Новая «Всемирная история» опровергает эти идеи и пресекает эти попытки. Нет, мы не выпячиваем свои достижения, мы просто о них говорим. Скажем, Иван III Великий, который всегда был в тени своего внука, Ивана Грозного, представлен как один из крупнейших деятелей прошлого. XIX столетие – золотой, как я считаю, век в истории культуры – немыслимо без великой русской литературы, великой русской живописи и великой русской музыки. Самое проблемное время в XX в. – советское прошлое – многими демонизируется, особенно в бывших республиках СССР. Но я всегда говорю – мы поддерживаем ваши поиски национальной идентичности. Только не надо делать это за счёт России.

Так что наша «Всемирная история» – это ещё и площадка для диалога. Мы приглашаем зарубежных коллег обсуждать острые вопросы. Несмотря ни на какие санк­ции, к нам в прошлом году на конференцию по столетию революции приехали 30 учёных из США. В сотрудничест­ве заинтересованы Германия, Австрия, Польша, Израиль… В ООН уже запросили издание нашего шеститомника. Но всё-таки этот труд рассчитан прежде всего на наше общество, поскольку главная его задача не поиск в истории взаимных претензий, а объединение.

Смотрите также: