Похороны невест. 25 лет назад в Минске произошла давка на «Немиге»

Место трагедии в подземном переходе у станции метро «Немига». В результате давки 30 мая 1999 г. погибли 54 человека. © / Ю. Иванов / РИА Новости

Четверть века назад столица Республики Беларусь пережила масштабную трагедию. Массовое мероприятие в центре Минска обернулось большой бедой, до сих пор остающейся в памяти белорусов.

   
   

Иллюзия безопасности

На излете существования СССР, 31 декабря 1990 года, Минский метрополитен пополнился новой станцией, получившей название «Немига» — по имени реки, присутствующей в первом летописном упоминании Минска. Станция входила в первый пусковой участок второй линии минского метро.

От новой станции начиналось обширное свободное пространство, простирающееся до Дворца Спорта. Его стали активно использовать для проведения различных массовых мероприятий. Казалось, это не может сулить никаких опасностей. Однако еще печальный опыт трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая II показал — полностью безопасных пространств там, где собираются значительные массы людей, не бывает в принципе.

Пиво, концерт и ливень

30 мая 1999 года в Минске проходил праздник пива. Его главным событием стал концерт российской группы «Манго-Манго», на который собралась молодежь в возрасте от 13 до 25 лет.

Ситуация была относительно спокойной. С гражданами, которые переставали себя контролировать из-за выпитого, оперативно справлялись наряды милиции.

День в Минске был жарким, а к вечеру стали собираться тучи, сулившие грозу. Но те, кто пришел на концерт, расходиться не спешили.

Когда начались гроза и ливень с градом, зрители побежали в сторону станции метро, поскольку на этом пространстве больше негде было укрыться от осадков.

   
   

Станция «Немига» не имела верхних вестибюлей — вход в нее располагался в подземном переходе. Подобных станций очень много не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. В тот роковой день данное обстоятельство сыграло важнейшую роль.

Ловушка

Из-за дождя наплыв людей к станции метро оказался чрезвычайно резким. При этом одни хотели просто переждать осадки в переходе, а другие — уехать.

Человеческая волна стала сбивать с ног тех, кто находился на ступеньках, спускаясь вниз. Особенно уязвимы были девушки, большинство из которых были в обуви на каблуках и шпильках. Упавших начала затаптывать толпа.

К переходу подбегали все новые и новые люди, которые не видели, что происходит внизу. Кто-то весело кричал: «Давайте побыстрее, еще поднажмем!»

Веселье закончилось тогда, когда наверх из перехода по рукам стали передавать детей, спасая их от давки. Все осознали, что случилось нечто из ряда вон выходящее.

Сотрудники милиции, находившиеся у перехода, пытались помочь пострадавшим. Они вытаскивали людей, зажатых в давке, рискуя собой. Двое — Владимир Говен и Геннадий Рябоконь — при этом погибли. Еще 10 сотрудников МВД получили ранения.

Попавшим в давку казалось, что она длилась вечность. В действительности все продолжалось около десяти минут. Когда толпа отхлынула, то на месте оказались десятки искалеченных, стонущих людей. В первую очередь это были совсем молодые девчонки.

«Мамочка, заговори!»

Когда стал ясен масштаб случившегося, к метро «Немига» отправили практически все скорые помощи Минска. Однако многим помочь уже было невозможно.

Свидетели запомнили жуткую сцену — на ступеньках лежала погибшая женщина, а рядом плакал ее чудом уцелевший маленький сын: «Мамочка, заговори!»

Минск заполнился огромным человеческим горем. Из 53 погибших лишь троим было больше 30 лет. В числе жертв — 40 девушек и молодых женщин.

Лене Филипповой было 13 лет, Лене Янцовой и Маше Иньковой — 15, Оле Тимошковой, Лене Ткачевой, Оле Плаксе — по 16, Лене Насоновой и Тане Мороз — по 17...

По славянской традиции девушек, погибших до вступления в брак, хоронят в свадебных платьях. Никогда ни до, ни после в Минске не было одновременно столько подобных скорбных церемоний.

Председатель Минского горисполкома Владимир Ермошкин подал в отставку. На встрече с родными погибших он плакал и просил у них прощения. Отставку Ермошкина не принял президент Александр Лукашенко. Действительно, понять, в чем именно вина главы города в данной ситуации, сложно.

Трагическое стечение обстоятельств

В ходе расследования был сделан вывод, что на тот момент у белорусской милиции попросту не существовало строгого протокола проведения подобных массовых мероприятий, в котором были учтены все возможные сценарии развития событий. Вариант с одновременным наплывом значительных масс людей к станции метро в течение краткого промежутка времени не продумали.

В халатности из-за гибели людей были обвинены начальник милиции общественной безопасности ГУВД Мингорисполкома Виктор Русак и начальник отдела массовых мероприятий Михаил Кондратин. Но спустя три года дело было переквалифицировано на статью, не предусматривающую ответственность за гибель людей. И дело прекратили из-за истечения срока давности.

Юристы, представлявшие интересы семей погибших и пострадавших, были не согласны с таким вердиктом. Кроме того, они предъявляли иски к организаторам праздника, но не сумели добиться положительного результата. Трагическое стечение обстоятельств — такой вывод был сделан в итоге.

30 мая 2002 года на месте гибели людей был открыт мемориал в виде 53 цветков из бронзы (40 роз и 13 тюльпанов по количеству погибших женщин и мужчин), раскиданных по метафорическим ступеням с надписью «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года».