Подлодки и самолёты. Что досталось советской власти от царской России?

Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь», 1913 год. © / Public Domain

В июле 1918-го история России окончательно разделится на имперскую и советскую. При этом эпоху последнего русского императора, который правил страной 23 года, в советской историографии

представляли в тёмных тонах. А что говорят на этот счёт цифры и факты? В этом разбирался историк, автор документальной книги «История России, которую приказали забыть» Андрей Борисюк    
   

Под грифом «секретно»

- Статистику «достижений» первых десятилетий советской власти большевики намеренно не предавали огласке. Ряд документов до начала 90-х гг. хранился под грифом «секретно», потому что они проигрывали цифрам развития дореволюционной России. Например, выработка электроэнергии при последнем русском царе выросла в 100 раз, а в период правления Ленина упала в 1,6 раза. Выплавка стали увеличилась в царский период в 4,3 раза, а при новой власти упала в 3 раза, добыча нефти до революции показала рост в 3 раза, а после - падение в 1,4 раза. При Николае II в 4 раза увеличилось количество больниц, а в период 1917-1928 гг., наоборот, cнизилось в 1,5 раза. Медицина, как и образование, стала бесплатной ещё в царской России. До революции впервые появилась система «скорой помощи». Тогда же началось ведение карточного учёта заболеваемости. И впервые в мире именно в России в 1912 г. ввели обязательное страхование рабочих от несчастных случаев. Ликвидация безграмотности началась в конце XIX века. А в 1913 г. в стране за партами в начальной школе сидело больше детей, чем в 1928 г.

Один из главных советских мифов состоял в том, что Россия к 1917 г. была сугубо аграрной страной. Хотя в дейст­вительности Россия к 1913 г. занимала первое место в мире по темпам промышленного роста. Были построены сотни заводов и фабрик. Именно в ту эпоху родились русская авиация и русский подводный флот, созданный с нуля за 15 лет. Многие из дореволюционных подлодок участвовали в сражениях Великой Отечественной, а последняя была списана на берег в 1955 г.

Россия к 1917 г. обладала самым большим военно-воздушным флотом. Это в нашей стране в 1913 г. был создан первый в мире воздушный бомбардировщик. Его автор Игорь Сикор­ский после революции эмигрировал и создал в США вертолёт, на котором до сих пор летают американские президенты. Именно российские лётчики положили начало высшему пилотажу. Впервые в истории авиации «мёртвая петля» была выполнена в 1913 г. штабс-капитаном Нестеровым. До революции в России впервые была введена в строй бронетехника и появились бронетанковые войска. Создаются первые автомобильные заводы: в 1902 г. - завод «Дукс», в 1916 г. - «РуссоБалт» и АМО-ЗИЛ, тот самый, что будет работать и в Советском Союзе. 

И космос тоже

Задел в области космических технологий, которыми по праву гордится Советский Союз, также был сделан при царе. Гениальный Константин Циолковский в 1911 г. опубликовал формулы для преодоления земного притяжения, разработал принципы реактивных ракет. 

Российская империя в 1895 г. благодаря учёному Александру Попову стала родиной радио. А в 1907 г. физик Борис Розинг запатентовал в России «Способ электрической передачи изображений на расстояние». В 1911 г. он провёл первую в мире телевизионную передачу данных. 

Развивая научные технологии, наша страна оставалась крупнейшей аграрной державой. На её долю приходилось 2/5 всего (!) мирового экспорта сельхозпродукции. Россия кормила хлебом всю Западную Европу. В 1913-м нашей стране принадлежало первое в мире место по производству ржи, ячменя и овса.

   
   

При этом 90% всех земель были в личном пользовании крестьян, а вовсе не помещиков. Горький парадокс заключается в том, что после революции они её лишились. У большинства крестьян были на тот момент сберкнижки и вклады в сберегательных банках. Они могли брать беспроцентные ссуды на развитие бизнеса. 

При Николае II Россия вышла на первое место в мире по темпам естественного прироста населения - от 2 до 3 млн человек в год. К началу Первой мировой войны население страны доходило до 180 млн человек. К 1917 г. каждый седьмой житель планеты был подданным рус­ского царя. 

Российская валюта - рубль - считалась одной из самых надёжных в мире. Ведь золотой запас страны был самым крупным в мире - 1311 т золота. К этому показателю наша страна также больше не смогла вернуться. Новые прогрессивные технологии отражались на облике городов. В России начали строить первые в Европе небоскрёбы в 12 этажей. Дома были оборудованы электроплитами, лифтами. Развивалось автобусное и трамвайное сообщение. Огромная территория страны, самой большой в мире, требовала и масштабных инфраструктурных проектов. Один из них - знаменитый Транссиб, самая длинная в мире ж/д дорога - 10 тыс. км. Дороги строились и в пустынях и за полярным кругом, где закладывались новые города. Россия развивалась семимильными шагами. Западные экономисты, пристально следившие за нашей страной, в своих прогнозах сходились в одном: ещё 40 лет подобного движения вперёд - и к середине ХХ в. Россия станет мировым лидером, оставив позади США, Англию и Германию, которым уступала на тот момент. Но вместо этого страну потряс Октябрьский переворот, затем братоубийственная Гражданская война, а в 1941-м началась Великая Отечественная.