Под «дружеским» огнём. Англо-американские союзники мстили сербам и русским

Освобождение Белграда. 1944 г. © / Commons.wikimedia.org

«Войска 3-го Украинского фронта совместно с войсками Народно-освободительной армии Югославии в результате упорных боёв завершили уничтожение немецкого гарнизона в городе Белград и 20 октября освободили столицу союзной нам Югославии от немецких захватчиков».

   
   

Эти слова прозвучали в радиоэфире 80 лет назад. Белград стал первой из европейских столиц, освобождённых от гитлеровцев с боем. Против немцев сражались не только наступающие части, но и жители города. Скажем, белградский учитель Миладин Зарич лопатой перерубил провода к детонаторам взрывчатки, заложенной немцами для уничтожения Старого Савского моста. На помощь Заричу подоспели 12 бойцов 211-го полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии – в течение следующих трёх часов они отражали атаки немцев, желавших подорвать мост. Между прочим, Старый Савский мост стал единственным крупным мостом в Европе, не считая моста Людендорфа на Рейне, который немцам не удалось разрушить при отступлении.

Удар в адриатическую подмышку

Ожесточение немцев объясняется просто – освобождение Белграда и Югославии не только открывало РККА путь для атаки на Австрию и Венгрию с юга, но и отрезало пути отхода для немецких частей, оккупировавших Грецию. И кое-кому присут­ствие в этом регионе русских войск сильно действовало на нервы.

Немцам – само собой. Но, как ни странно, в Лондоне по поводу освобождения Югославии русскими вой­сками негодовали едва ли не больше, чем в Берлине. Дело в том, что английский премьер-министр Уинстон Черчилль уже несколько лет вынашивал весьма любопытный проект. Известно, что именно он всячески тормозил открытие союзниками второго фронта в Европе. А когда стало ясно, что этого всё-таки не миновать, решил действовать иначе. Не отрицая необходимости десантной операции, Черчилль настаивал, что это ни в коем случае нельзя делать во Франции. Известно ведь, что Гитлер воздвиг вдоль всего северного побережья Европы «неприступный Атлантический вал». А потому, согласно плану Черчилля, второй фронт надо открывать в другом месте: «Меня всегда привлекала идея нанести удар в адриатическую подмышку…»

Британский премьер был буквально одержим этой идеей. Даже в самом конце 1943-го, во время конференции в Тегеране, когда, казалось бы, высадка союзников в Нормандии была уже определена, Черчилль не оставлял своих попыток убедить Сталина и Рузвельта в том, что только наступление англо-американских войск через Югославию станет «реальной помощью» для СССР. Но своим упорством он добился лишь того, что сам же вскрыл свои истинные цели. Во всяком случае Рузвельт совершенно не стеснялся в комментариях: «Всякий раз, когда премьер-министр настаивал на вторжении через Балканы, всем присутствовавшим было совершенно ясно, чего он на самом деле хочет. Он прежде всего хочет врезаться клином в Центральную Европу, чтобы не пустить Красную армию в Австрию и Румынию и даже, если возможно, в Венгрию…»

Верховный главнокомандующий Народной-освободительной армией Югославии маршал Иосип Броз Тито (в центре) с членами штаба на острове Вис. Лето 1944 года. Фото: РИА Новости/ ТАНЮГ

Война «впустую»?

Примерно такие же мысли владели и американским генералитетом. Английский военный историк Джон Фуллер подчёркивал: «В окружении генерала Дуайта Эйзенхауэра много говорилось о том, что без Австрии и Венгрии под англо-американским контролем вообще можно считать, что война для них велась впустую».

Между тем Советский Союз не ставил целью установить свой протекторат ни над Авст­рией, ни над Венгрией, ни даже над Югославией. В сентябре 1944 года лидер Народно-освободительной армии Югославии Иосип Броз Тито заключил со Сталиным соглашение, в котором шла речь о совместном освобождении Белграда и части Югославии без выхода советских войск в центральную Сербию, Боснию, Хорватию и на побережье Адриатики – эти регионы должны были самостоятельно освободить части НОАЮ. Особо оговаривался статус временного присутствия РККА на территории Югославии.

   
   

То, что события примут примерно такой оборот, всеми заинтересованными сторонами просчитывалось примерно с января 1944-го, когда именно к Тито, а не к другим партизанам была отправлена советская военная миссия. Прежнее правительство Югославии, бежавшее в Лондон ещё в 1941 году в ходе оккупации страны Германией, оказывалось не у дел. А ведь на него британ­ский премьер-министр возлагал особые надежды…

Бомбят немцев, а гибнут сербы

Первый акт мести состоялся 16 апреля 1944 года, когда Белград был подвергнут жесточайшей бомбардировке, – налёт совершили 600 англо-американских самолётов, единовременно сбросивших 1500 тонн бомб. Для сравнения: в пяти налётах гитлеровской авиации на Белград (с 6 по 10 апреля 1941 года) была сброшена 221 тонна.

Бомбардировка Белграда 16 апреля 1944 года. Фото: Public Domain

Англо-американские ВВС имели некоторые резоны бомбить Белград, который тогда был оккупирован немцами и представлял собой крупный центр коммуникаций. Цель вроде как законная. Но почему-то вышло так, что налёт не задел ни одного важного немецкого военного объекта, за исключением здания, которое занимало гестапо. Зато под бомбами, которые сбрасывали с высоты 3–5 тыс. метров, то есть абсолютно без прицела, взрывались и горели жилые дома, больницы, театры, рынки, музеи… И конечно, храмы – по какой-то загадочной причине налёт англо-американские ВВС запланировали на первый день православной Пасхи. В Светлое воскресенье погибло более 1160 мирных сербов. Реальным врагам досталось в 65 раз меньше – немцев в бомбёжке 16 апреля погибло только 18 человек.

Всего Белград до сентября 1944-го союзники бомбили 11 раз. И всякий раз примерно с тем же успехом, что и в первый, – сербы гибнут, их столица горит, а немцам от этого ни горячо ни холодно…

Завершилась месть союзников тоже в праздник. Только не в православный, а в советский. 7 ноября 1944 года группой американских тяжёлых истребителей P-38 Lightning под коман­дованием полковника Кларенса Эдвинсона в районе югославского города Ниш была атакована колонна советских войск. Погибло 34 человека, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Григория Котова. Представители США, извинившись, назвали это «досадным инцидентом». По их словам, группа истребителей должна была атаковать колонну немцев, следующую из Греции в Триест, да вот слегка перепутала цели…

9 мая 2015 года в Нише был открыт памятник советским воинам, погибшим во время атаки американской авиации. Фото: Commons.wikimedia.org

Оправдание так себе – Греция находились как минимум в 400 километрах южнее, а о том, что город Ниш освобождён Советской армией, было сообщено ещё 16 октября…

Впрочем, говорить о том, что англо-американцы прекратили мстить сербам и русским в 1944 году, нельзя.

В 1999-м страны НАТО варварски бомбили Югославию.

Сейчас те же страны открыто готовятся к военному конфликту с Россией.