История против Порошенко. Почему Владимир Святой не мог создать Украину?

Князь Владимир Святой. © / Public Domain

Князь «Руси-Украины»

Важное историческое открытие сделал президент Украины Пётр Порошенко. 25 февраля 2015 года он подписал указ о мероприятиях в честь 1000-летия со дня смерти князя Владимира Великого, которое отмечается в текущем году.

   
   

В этом указе князь-креститель Руси назван создателем «средневекового европейского государства Руси-Украины».

Думается, этим откровением нынешнего киевского лидера был бы удивлён и сам князь Владимир Святославич, который не имел никакого представления о том, создателем какого интересного государства он был.

Князь Владимир Святославич, известный также как Владимир Святой и Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, рабыни-ключницы княгини Ольги.

Сын рабыни, Владимир своим восшествием на престол был обязан языческим законам, позволявшим ему наследовать престол за отцом.

В 970 году Владимир начал свою «политическую карьеру» в Новгороде, где был наместником своего отца под опекой воеводы Добрыни.

На киевский престол Владимир взошёл, по разным данным, в 978 или в 980 году, выйдя победителем из кровавой междоусобицы, возникшей между сыновьями Святослава.

   
   

К этому моменту под властью киевского князя находилась территория от Ладоги и Новгорода на севере до Переяславля на юге, от Пскова на западе до Мурома на востоке.

Памятник князю Владимиру в Киеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Крещение по расчёту

Возникновение государства началось на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем другие славянские и финно-угорские племена.

Стоит отметить, что князья из династии Рюриковичей, к которым относился и Владимир Святой, пришли в Киев с севера, из Новгорода, постепенно расширяя своё влияние в южном направлении.

Киевский князь Владимир Святославич действительно был выдающимся политиком. Получив объединение территорий различных племён, не чувствовавших себя одним народом, князь не только завершил процесс территориального формирования страны, но и заложил основы её идеологии.

В 988 году Владимир Святославич сделал христианство византийского типа государственной религией на подконтрольных территориях.

Выбор православия в качестве такой религии отнюдь не случаен — у молодого государства сложились тесные связи с империей, лежавшей в конце «пути в греки». Для начала князья с дружинами отправлялись в богатые византийские земли с целью грабежа и получения выкупа, затем стали укрепляться и мирные торговые отношения.

Практическая целесообразность и перспективность связей с Византией заставили Владимира Святого, отказавшись от попыток реформирования пантеона языческих богов, принять христианство.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Фото: Public Domain

Владимир Дальновидный

Но если самому киевскому князю практический смысл начинания был понятен, то рядовым жителям, привыкшим к вере предков, — не очень. Уничтожение языческих идолов и загон людей в реку при помощи дружины для проведения процесса обращения в новую веру популярности Владимиру не добавили.

Но шаг Владимира, как показала история, был очень дальновидным. С принятием православия в земли киевского князя двинулись не только священники-миссионеры, но и просветители, архитекторы, учёные. Крещение Руси и развитие более широких связей с Византией позволили Киевскому государству сделать решительный шаг вперёд.

Что касается превращения Киевского государства в средневековую европейскую страну, то это процесс достиг своего пика при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе и завершился со смертью в 1132 году Мстислава Великого, когда древнерусские земли вступили в период феодальной раздробленности.

Но вернёмся к Владимиру, который, как утверждает украинский президент, был создателем Руси-Украины.

Почему князь ничего не знал о Киевской Руси?

Первое упоминание о государстве русов или росов в западных источниках появляется в середине IX века. При этом название «русь» на тот момент не употребляется в отношении всех жителей данных территорий, а лишь в отношении племенного союза, из которого вышли представители княжеской ветви Рюриковичей.

К середине X века этническое наименование «русь» становится общим для жителей земель, находящихся под властью киевского князя. Постепенно Русью начинают называть и всю страну от Новгорода до Переяславля. Поскольку объединяющей территорию является власть киевского князя, то столицей Руси становится Киев.

Итак, князь Владимир Святой был властителем и крестителем Руси — без каких-либо дополнительных эпитетов и наименований. В этот период на Руси шёл бурный процесс формирования единого этноса из разношёрстных, хоть и родственных племён, объединённых одним владыкой и одной верой.

А как же Киевская Русь и Украина, а тем более Русь-Украина?

Термина «Киевская Русь» не существовало в природе до первой половины XIX века. Одним из первых его употребил историк Михаил Максимович в работе 1837 года «Откуда пошла русская земля». Термин употреблялся как одно из определений территории Киевского княжества, так же, как, например, территорию Суздальского княжества называли «Суздальской Русью».

Впоследствии термином «Киевская Русь» стал именоваться политический этап развития русской государственности от момента создания вплоть до периода феодальной раздробленности.

Единая и неделимая

Советский академик Борис Греков, один из крупнейших специалистов по истории Древнерусского государства, писал об этом термине: «Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле "империи Рюриковичей", соответствующем западноевропейской империи Карла Великого — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Главный парадокс ситуации заключается в том, что ныне популярный у украинских радикалов термин «Киевская Русь» не был в фаворе у основоположников украинского национализма. Причина простая — упоминание о «Киевской Руси» делает неизбежным вопрос о существовании и другой Руси, например Суздальской, что подрывает основы противопоставления русских и украинцев, на котором зиждется идеология украинского национализма.

Итак, для князя Владимира Святославича и Киев, и Новгород, и Муром были одной единой общностью — Русью.

Как парней с окраины сделали отдельным народом

Слово «Украина» от древнерусского слово «оукраина», то есть «пограничная область». Собственно, это всем хорошо знакомое слово «окраина». Князь Владимир Святой мог употреблять это слово исключительно по отношению к пограничным землям своих владений, и абсолютно точно не в смысле некого отдельного этноса.

В конце XVI века часть территории Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского вошла в Речь Посполитую. Часть этих земель от Подолья до устья Днепра стали именовать «Украиной» в связи с их пограничным положением в составе Речи Посполитой. Жителей этих территорий, вне зависимости от этнического происхождения, стали называть «украинцами» или «украинниками», то есть, опять-таки, «жителями окраины».

Географическое понятие «Украина», а также наименование населения этих территорий — «украинцы» — окончательно оформляется лишь в XVIII веке. При этом важно то, что сами «украинцы» на тот момент этнически рассматривали себя не как отдельную нацию, а как часть русского народа. Возникновение идеи о некоем отдельном народе, неродственном русским, произошло в Польше после 1654 года, когда после Переяславской Рады Левобережная Украина вошла в состав Российского государства. Целью разработки этой концепции было недопущение объединения с Россией земель с этнически русским населением, остававшихся на тот момент под властью Речи Посполитой.

Изначально искусственная концепция использовалась многими противниками России в течение трёх веков, начиная от шведского короля Карла XII и заканчивая Соединёнными Штатами «эпохи холодной войны».

Разумеется, князь Владимир Святой, почивший в 1015 году, ни о какой отдельной Украине, украинском народе и особой украинской государственности физически не мог ничего знать — для него «окраина» государства ничем не отличалась от всего остального государства.

Не имея под собой никакого реального обоснования, теория «украинства» к началу XXI века выродилась в странные видения. Именно так и следует воспринимать заявление господина Порошенко о «средневековом европейском государстве Русь-Украина».