План заражения. Япония готовилась к бактериологической войне против СССР

Противогазы отряда 731, Японский музей военных экспериментов, Харбин, провинция Хэйлунцзян, Китай, Азия. © / www.globallookpress.com

Многие японские историки в дискуссиях об отношениях родной страны с СССР в период Второй Мировой войны сетуют на коварство Москвы — Сталин, мол, не стал соблюдать условия заключенного пакта, напав на Японию в 1945 году.

   
   

Жертвы экспериментов

При этом японцы предпочитают не говорить о том, что сама Японская империя подготовку к удару по Советскому Союзу не прекращала ни на минуту. В том числе с использованием оружия массового уничтожения.

Федеральная служба безопасности РФ в рамках проекта «Без срока давности» рассекретила и представила широкой общественности ряд документов, связанных с планами агрессии Японии против СССР, в том числе при помощи средств биологической войны. 

В ходе наступления советских войск против Квантунской армии в августе 1945 года были захвачены в плен некоторые сотрудники «Отряда 731». Сформированное в 1932 году подразделение занималось исследованиями в области биологического оружия, проводя опыты на живых людях. Известно, что за годы существования отряда было уничтожено около 3000 человек. Согласно показаниям сотрудников «Отряда 731», национальный состав заключённых был следующим: почти 70 процентов китайцев, остальные 30 — русские. В числе русских были эмигранты, захваченные на улицах китайских городов, советские солдаты, попавшие в плен во время приграничных инцидентов и т. д. Возраст подопытных в большинстве составлял от 20 до 30 лет, максимум 40 лет, но также известно, что среди них были и дети.

«Существовал план применять чумные микробы так же, как против Америки и Китая»

Зараженные смертоносными бактериями, люди умирали в страшных муках, а японские военные, дабы получить данные об изменениях в пораженном организме, порой практиковали так называемые «живые вскрытия» подопытных: под наркозом или под местной анестезией постепенно извлекали все жизненно важные органы один за другим, начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головным мозгом. Ещё живые органы, называемые «препаратами», уходили на дальнейшие исследования в разные отделы отряда.

Среди опубликованных ФСБ документов — собственноручные показания сотрудника «Отряда 731» Като Цунэнори, данные советскому следствию.

«Я не слышал, чтобы против СССР предполагалось применять микробы какого-либо особого вида. Я думаю, существовал план применять чумные микробы так же, как против Америки и Китая», — заявлял Цунэнори. По его словам, в декабре 1944 года, когда он прибыл в отряд, шла активная подготовка к бактериологической войне против США. 

   
   

В качестве средств поражения японцы собирались использовать возбудителей чумы и сибирской язвы. «Я слышал, что имелся план производства диверсий на территории СССР, — говорит в своих показаниях Като Цунэнори, — но я не знаком с содержанием этого плана... Что касается применения бактериологической диверсии отделениями на местах, то на съезде начальников отделений в мае 1945 года Исии (командир «Отряда 731». — прим. АиФ. ru) в форме беседы говорил нижеследующее: „В войне против СССР, с учетом нынешних воинских сил, первая линия фронта, вероятно, будет взломана быстро... Ввиду этого мы должны быть готовы произвести бактериологическое наступление после того, как Советская Армия вступит в Маньчжурию... По этой причине наши отделения на местах должны обязаны заняться изучением способов распространения бактерий в населенных местах партизанскими методами». 

Сиро Исии — командир отряда 731. Фото: Public Domain

«Помещение для опытов над живыми людьми я не видел и не желал видеть»

На вопрос о том, посещал ли он лаборатории, где проводились опыты на живых людях, Цунэнори сказал: «Помещение для опытов над живыми людьми, которое было самым секретным, я не видел и не желал видеть. Для меня совершенно ясно, что это слишком печальный факт».

Подопытных в «Отряде 731» уничтожали даже в том случае, если они выживали после заражения. От большинства этих людей даже не осталось имен, известны лишь данные нескольких жертв: железнодорожник из Муданьцзяна Сунь Чаошань, плотник У Дяньсин, слесарь Чжу Чжиминь, боец Красной Армии Демченко, 35-летняя русская женщина Мария Иванова и её четырёхлетняя дочь.

Один из сотрудников «Отряда 731» рассказывал, что не мог забыть один случай. Из окна его лаборатории, которая находилась на втором этаже, было видно тюрьму и внутренний двор. И когда он смотрел в окно со своего второго этажа, то видел иногда женщину с дочкой, которые грелись на солнышке. Но однажды девочка с мамой пропали. Их убили во время эксперимента с отравляющим газом. Японские военные впускали газ в камеру порциями, наблюдая затем, как мучительно умирают женщина и ее ребенок. Мать обняла дочь, и так, обнявшись, они умерли.

Дата гибели Марии Ивановой и ее дочери известна точно — 12 июня 1945 года. Уже была разгромлена гитлеровская Германия и судьба Японии была предсказуемой, но, несмотря на это, в «Отряде 731» продолжали умерщвлять людей. 

«Я сделал вывод, что подготовка к бактериологической войне находится на весьма высоком уровне»

Командующий Квантунской армией Отодзо Ямада на Хабаровском процессе 1949 года показал: «Мне особенно запечатлелась продукция этого отряда, именно бактериологические бомбы, которые должны были сбрасываться с самолётов, а также размах производства бактериологического оружия, который превосходил все ожидания. Рядом с расположением 731-го отряда находился аэродром, на котором, как мне запомнилось, имелось несколько лёгких бомбардировщиков, и из этого я сделал вывод, что подготовка к бактериологической войне, производимая этим отрядом, находится на весьма высоком уровне».

По словам генерала Ямады, бактериологическое оружие против Советского Союза должно было быть применено с помощью самолетов для заражения особо важных районов Советского Союза и путём проведения диверсионных мероприятий. С целью подготовки к нанесению таких ударов велась разведка в приграничных районах.

Командующий Квантунской армией сообщил, что приказ об уничтожении базы «Отряда 731» был отдан им в августе 1945 года, после начала наступления Красной Армии. Стремительность продвижения советских частей была такова, что никакая бактериологическая война уже не могла спасти японцев. 

Японская «Сфера сопроцветания» предусматривала захват Сибири и Дальнего Востока

Также Федеральная служба безопасности РФ рассекретила подлинник текста приговора Токийского международного военного трибунала, в котором разоблачены планы главных преступников захватить советскую территорию в Сибири и на Дальнем Востоке. В документе говорится: «Установлено, что в течение всего периода, охватываемого доказательствами, представленными трибуналу, намерение вести войну против СССР было одним из основных элементов военной политики Японии». 

Согласно японским планам, создание так называемой «Сферы сопроцветания Великой Восточной Азии» предусматривало захват советских территории Дальнего Востока и Сибири. Активные приготовления к войне против СССР велись как минимум с 1936 года. «Японские руководители считали захват советских территорий в такой степени осуществимым, что в Генеральном штабе и в штабе Квантунской армии были выработаны конкретные планы по управлению этими территориями», — говорилось в тексте приговора Токийского трибунала. В Генеральном штабе Японской императорской армии, а также в штабе Квантунской армии в период с июля по октябрь 1941 года офицеры вели разработку конкретного плана управления оккупированными советскими территориями. Однако до их реализации дело не дошло — решающего поражения СССР в боях против Германии, которого ждали в Токио, так и не произошло. Командующий Квантунской армией Отодзо Ямада, а также ряд сотрудников «Отряда 731» были подсудимыми на Хабаровском процессе в декабре 1949 года. Они были признаны виновными и, в зависимости от совершенных деяний, получили в качестве наказания лишение свободы на срок от 3 до 25 лет. На тот момент в СССР в качестве меры наказания не применялась смертная казнь. Командир «Отряда 731» Сиро Исии был арестован американцами, однако в 1946 году по ходатайству генерала Макартура власти США предоставили ему иммунитет от преследования в обмен на данные об исследованиях биологического оружия. В итоге Сиро не предстал перед Токийским судом и не понес наказания за военные преступления.