План генерала Томпсона. Англия собиралась атаковать СССР при помощи СС

Столкновение интересов России и Запада, имеющее место в настоящее время, не является чем-то из ряда вон выходящим в историческом контексте. Даже в периоды союзнических отношений стороны не доверяли друг другу полностью.

   
   

«Навязать СССР волю Британской империи»

Британское издание The Telegraph решило напомнить о военной операции против СССР, которая готовилась Великобританией в 1945 году, сразу после разгрома гитлеровцев в Европе.

В течение долгого времени на Туманном Альбионе отрицали реальность существования подобных планов. Однако в 1998 году правительство Великобритании, рассекретив документы из архивов, признало: операция под кодовым названием «Немыслимое» действительно разрабатывалась.

Данные о ней хранятся в досье CAB 120/691 Национального архива Великобритании. Инициатором новой войны, которая должна была начаться в течение двух месяцев после капитуляции Третьего Рейха, являлся премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

По мнению британских журналистов, Черчилль опасался, что советский лидер Иосиф Сталин нарушит договоренности, достигнутые в ходе Ялтинской конференции, и попытается расширить сферу влияния в Европе.

Цель операции заявлялась вполне откровенно — навязать СССР «волю Соединенных Штатов и Британской империи». Черчилль собирался добиться этого в ходе ограниченной военной кампании, но не скрывал готовности и к полномасштабному конфликту со вчерашним союзником.

8000 танков и союзники из СС

Главным разработчиком плана «Немыслимое» стал экс-командующий Королевской артиллерией бригадный генерал Джеффри Томпсон.

   
   

Операция против Советского Союза, по замыслу британского стратега, должна была начаться 1 июля 1945 года. Согласно замыслу Томпсона, англо-американские силы осуществили бы массированное наступление на Берлин с целью отбросить советские войска к рекам Одер и Нейсе в нескольких десятках километров восточнее немецкой столицы.

Решающим для исхода операции Томпсон определил масштабное танковое сражение, которое намечалось у Шнайдемюля (ныне польский город Пила). В этот район британский генерал намеревался бросить до 8000 танков союзников.

Критическим моментом плана оказывался советский перевес в численности сил в Европе. Для его компенсации Джеффри Томпсон предлагал задействовать 10 гитлеровских дивизий, которые предлагалось перевооружить. Причем задействовать в войне против СССР план предполагал не только подразделения вермахта, но и СС.

Журналисты The Telegraph отмечают, что план «Немыслимое» отличается глубокой проработкой — в архиве хранятся таблицы, схемы и карты планируемого наступления. То есть речь не идет просто о неких условных наметках: военные действия готовились всерьез.

«Вне наших возможностей»

Томпсон рассчитывал на то, что преимущество союзников на море, а также остановка поставок по ленд-лизу создадут для Советского Союза критические проблемы. Но в то же время генерал предупреждал Черчилля — в осуществлении «Немыслимого» США и Великобритания столкнутся с тяжелыми трудностями, «поставив все на одну великую битву».

Надо сказать, что идеи Черчилля и наработки Томпсона не нашли понимания и поддержки у британского генералитета. Главный военный советник премьер-министра Великобритании Гастингс Исмей поинтересовался: а как, собственно, власти собираются объяснять народу войну против страны, которая на протяжении нескольких лет позиционировалась как союзник, вынесший на своих плечах наиболее тяжкие испытания? К тому же Исмей считал недопустимой идею привлечения для участия в боях подразделений вермахта и СС, рассматривая ее как полное моральное падение.

Ключевым фактором для судьбы операции «Немыслимое» стало заключение британского Объединённого комитета начальников штабов за подписью фельдмаршала Алана Брука: «Достигнуть быстрого ограниченного успеха будет вне наших возможностей, и мы окажемся втянутыми в длительную войну против превосходящих сил».

«Они отгонят нас обратно на наш остров»

Черчилля такой вердикт крайне расстроил — в беседах с членами своего кабинета он заявлял о том, что Красная Армия близка к непобедимости и вскоре сможет захватить всю континентальную Европу: «В любой момент, стоит им только захотеть, они прокатятся по оставшейся части Европы и отгонят нас обратно на наш остров».

После этого британский премьер-министр обратился к военным с задачей разработать новый план — на сей раз сугубо оборонительный, на случай советской агрессии. Данный документ был готов в июле 1945 года, и он вряд ли мог порадовать Черчилля. Генералы предлагали действовать так же, как в 1940 году против Германии — отступить на острова, оставив континентальную Европу, и обороняться прежде всего при помощи сил авиации и флота.

К тому моменту, когда военные подготовили новый план, Черчилль уже лишился кресла премьер-министра — его партия проиграла парламентские выборы. Впрочем, как известно, политик не успокоился: не сумев устроить полномасштабную войну против СССР, он своей речью в Фултоне запустил ее «холодную» версию.

Интересно, что все анализы не только британских, но и американских военных, проводившиеся в конце 1940-х годов, показывали, что Красная Армия в случае начала наступательной операции в Европе добьется безоговорочного успеха. То есть бывшие союзники признавали: если товарищ Сталин захочет выйти на побережье Атлантики, то он выйдет на побережье Атлантики. Вот только советский лидер взятых на себя обязательств перед США и Великобританией не нарушал.

Пособников Гитлера англичане использовали в Греции против коммунистов

Что касается использования Великобританией подразделений коллаборационистов, то такой опыт у англичан имелся. В Греции в конце 1944 года британская армия вместе с отрядами греческих пособников нацистов участвовала в разгроме вооруженных формирований левых сил. Советский Союз не вмешивался в происходящее, поскольку Греция, согласно договоренностям союзников, входила в сферу влияния Великобритании. Идейным вдохновителем данной операции в Греции был не кто иной, как Черчилль. Так что страна, позиционировавшая себя как поборница демократических ценностей, не брезговала использованием в своих интересах тех, кто замарался сотрудничеством с Гитлером. Операция «Немыслимое», в которой на одной стороне должны были оказаться английские солдаты и СС, стала бы просто венцом подобной британской политики.

Не случилось всего этого только потому, что все замыслы Черчилля грозили разбиться о мощь Красной Армии. А ни сам британский премьер-министр, ни его генералы самоубийцами все-таки не являлись.