Пепел Хатыни. Кто на самом деле сжег белорусскую деревню?

Мемориал «Хатынь». © / www.globallookpress.com

Тем, кто застал уроки истории в советских школах, ту трагедию объясняли именно так: повинны в ней немцы — каратели, эсэсовцы. Боль и горе Хатыни, ставшей символом зверской расправы над мирным населением, целиком и полностью ложилась на их совесть.

   
   

Однако издательство «Пятый Рим» готовит к выходу книгу «Убийцы Хатыни», которая заставит пересмотреть точку зрения на те трагические события. Сборник документов из 5 архивов 4 стран — Белоруссии, России, Украины и США — имеет подзаголовок: «118-й украинский батальон охранной полиции в Белоруссии, 1943‑1944 гг.». Мы побеседовали с одним из авторов сборника — директором фонда «Историческая память» и научным сотрудником Института российской истории РАН Александром Дюковым.

«Крики были страшные»

— Почему в СССР, где к памяти войны относились весьма трепетно, роль украинских полицаев в уничтожении Хатыни выносилась за скобки?

— В советское время об участии в уничтожении Хатыни 118-го украинского шуцманшафтбатальона действительно старались не говорить. Вы только представьте, насколько ситуация не укладывается в советский взгляд на войну: украинские коллаборационисты уничтожали белорусские деревни! Где политкорректность, где дружба народов? Но пропагандистская машина одно дело, а розыск и наказание преступников — другое. Создание мемориала в Хатыни в 1969 г. мотивировало следственные органы СССР на розыск совершивших это преступление карателей — и в конце концов они вышли на 118-й батальон. Надо сказать, что следствие велось тщательно: карателей допрашивали не только по произошедшему в Хатыни, но и по другим преступлениям, разыскивались свидетели, выявлялись архивные документы. Разумеется, преследовали не только военнослужащих 118-го украинского батальона. Преследовали и литовских карателей из батальона Импулявичюса, и латышей из команды Арайса, и русских из бригады Каминского. Но, увы, из общего числа преступников наказаны были немногие. Кто-то убежал на Запад, как доживший до глубокой старости в Канаде пулемётчик 118-го батальона Владимир Катрюк (он лично убивал жителей Хатыни), кого-то просто не смогли найти.

Из показаний Остапа Кнапа, военнослужащего 1-й роты 118‑го батальона:

— Все мы изготовились к стрельбе... Переводчик Лукович поджёг факелом сарай. Люди в сарае стали кричать, плакать. Крики горевших и задыхающихся от дыма людей были страшные. Их невозможно было слышать. От них становилось жутко. Я как сегодня помню, что лично стреляли по находившимся в сарае жителям деревни начальник штаба батальона Васюра, заместитель командира первой роты Мелешко, а также Лакуста, Пасечник, Панкив, Катрюк, Кмит, Лукович...«

— Вы вводите в научный оборот новые документы, связанные с историей этого карательного подразделения. Есть ли основания полагать, что украинские историки будут учитывать эти новые факты?

   
   

— Увы. Первая рота 118-го украинского батальона, уничтожавшая Хатынь, была сформирована из военнослужащих Буковинского куреня. А это — подразделение мельниковской фракции Организации украинских националистов. А члены ОУН объявлены на современной Украине героями, борцами за свободу. В 118-м батальоне служили также набранные из лагерей советские военнопленные плюс добровольцы из Киева. Буковинский курень — это западные украинцы, киевляне-добровольцы — тоже украинские националисты, да и военнопленных отбирали именно украинцев. Так что официальное наименование 118-го батальона — «украинский» — соответствовало этническому. Однако украинские историки порою доходят до того, что вообще отрицают участие 118-го батальона в уничтожении Хатыни. Дескать, тогда этого батальона ещё не было в Белоруссии. Это вопреки многим десяткам документов, свидетельствующих об обратном! Или другая ложь: якобы деревня была уничтожена во время боя. Вопреки показаниям жертв, вопреки показаниям карателей, вопреки составленным по свежим следам партизанским документам. Нет, конечно, на современной Украине объективное высказывание о трагедии Хатыни и её палачах просто невозможно. Кстати, часть документов была получена в архиве СБУ задолго до государственного переворота 2014 г. Сейчас до них мы, конечно, не добрались бы — наши книги запрещают на Украине, и я уверен, что при попытке въезда в страну я буду просто арестован.

Из протокола допроса командующего 2-й ротой 118-го батальона Николая Франчука:

«После карательной операции 1-й и 3-й рот 118-го батальона в деревне Хатынь... 2-й роте была поручена охрана еврейского лагеря. Размещаясь рядом с этим лагерем, часть полицейских этой роты ходила в лагерь насиловать женщин. В один из дней жилые помещения лагеря были забросаны гранатами, выбегающие из помещений расстреливались. Минько, Зализко, Миронюк, Ивасюк, Козачук заходили в помещение и из винтовки достреливали живых...»

«118-й шуцманшафт-батальон», осуществлявший карательную операцию, был сформирован в Польше в 1942 году из бывших советских офицеров (кроме русских). Затем формирование 118-го и 115-го шуцманшафт батальонов было продолжено в Киеве преимущественно из этнических украинцев. #Хатынь pic.twitter.com/0CIDyC2qMj

— Катёнка Платова (@iPrupru) 22 марта 2018 г.

«Хуже зверя»

— Большинство карателей 118-го батальона избежали наказания, а многие из них спокойно жили в эмиграции. Почему на Западе отношение к явным нацистским преступникам и их пособникам так сильно отличается от нашего?

— В ходе холодной войны спецслужбы США пытались использовать против СССР любые антисоветские силы, не обращая внимания, преступники ли это или нет. Только в 90-х годах министерство юстиции стало расследовать дела о возможной причастности к холокосту бывших нацистских пособников, получивших американское гражданство. Но сами дела не заводили — фигурантов лишали американского гражданства и высылали в родную страну. Ну а там... Вот выслали в Литву из США Александра Лилейкиса, во время войны — начальника литовской полиции Виленского округа. На человеке много крови и поляков, и евреев, и просоветских литовцев. Но литовские власти сделали всё, чтобы он умер неосуждённым, в собственной постели. Что же касается проживавшего в Канаде палача Хатыни Владимира Катрюка, то попытки лишить его канадского гражданства наталкивались на противодействие местной украинской диаспоры. И по чисто политическим причинам было принято решение — не трогать, хотя свидетельств о его преступлениях много.

Из протокола опроса свидетеля М. К. Полетыки (жительница сожжённой карателями 118-го батальона деревни Осовы)*:

«Нобрали людей как малая так и старая закрыли в сорай. После подожгли сорай, где находились живые люди. Горела моя братова жена и двое детей всего сожгли в сорае 50 человек и троих детей застрелили бежавшим от сорая... А оставшим людей мужчин отобрали 12 человек и порубили топорами. Над людми издевались как над какой либо животной и то так не издеваются, но эти являлись хуже зверя».

— Насколько хорошо сейчас помнят о трагедии Хатыни? Может быть, стоит такие сборники выпускать большими тиражами?

— Основной тираж будет, скорее всего, 1,5-2 тысячи экземпляров. Это, кстати, много — в 2009 г. сборник «Хатынь. Трагедия и память» был выпущен в Минске тиражом 50 (!) экземпляров. Увы, у нас в России подменяют просветительскую работу в области истории массовой установкой памятников сомнительной художественной ценности. Нет даже электронной базы сожжённых нацистами во время оккупации деревень — хотя для её создания нужно гораздо меньше денег, чем на любой из установленных в последние годы десятков памятников.

*Авторская орфография сохранена.