Панорама «Оборона Севастополя». История шедевра Франца Рубо

Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.». © / Public Domain

Француз из Одессы увековечил русский подвиг в Германии

История панорамы «Оборона Севастополя» не менее драматична, чем история самой Крымской войны, в которой Россия потерпела поражение, несмотря на беспримерный героизм своих солдат.

   
   

В 1899 году, в связи с приближением 50-летия Крымской войны, в Российской империи было решено торжественно отметить героические страницы её истории, в частности оборону Севастополя. Одним из «подарков к юбилею» должна была стать живописная панорама, посвящённая боям за город.

В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи.

Рубо был уникальным художником. Родившийся в Одессе этнический француз, он большую часть жизни проработал в Германии, но считал себя русским живописцем. И действительно, большинство произведений художника посвящены русской жизни.

Свою первую панораму Рубо закончил в 1890 году. Она называлась «Штурм аула Ахульго» и была посвящена одному из сражений Кавказской войны.

Получив заказ на создание панорамы, посвящённой обороне Севастополя, Рубо отправился в город, где стал знакомиться с документами и портретами участников сражения. Художник сделал около полусотни этюдов, которые являлись подготовкой к грандиозной работе.

   
   

Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой.

Закончив работу в Севастополе, Рубо отправился в Петербург, где в течение месяца создавал контурный рисунок будущей панорамы, который и представил на утверждение в Зимнем дворце.

Когда одобрение было получено, Рубо отправился в Германию, в Мюнхен, где в специальном павильоне началась работа над созданием панорамы. Колоссальный объём работы потребовал привлечения многочисленных помощников. Вместе с Рубо над панорамой трудились художники Шенхен, Мерте, Фрош, а также 20 студентов Баварской академии художеств.

Высочайшая критика

На панораме «Оборона Севастополя 1854/55гг.» события воссозданы чрезвычайно тщательно. Одних только людей на полотне присутствует около 4000. И вокруг многих из них разгорелись нешуточные страсти.

«Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» Нажмите для увеличения. Фото: wikipedia.org / Rumlin

Дело в том, что Рубо своей задачей видел увековечение памяти о подвиге народа, а его заказчики более заботились о пропагандистском эффекте. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена, и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». К примеру, представители властных структур сочли излишним портретный показ рядовых солдат и матросов, а также предложили заменить фигуру Павла Нахимова на  главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.

14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.

Панорама экспонировалась в специальном здании на Историческом бульваре, построенном по проекту военного инженера Ф.-О. Энберга при участии архитектора В. Фельдмана.

Здание музея-панорамы в Севастополе. Фото: www.russianlook.com

Сам Рубо в 1909 году вносил в панораму коррективы в соответствии с высочайшей волей императора, покончив с портретными изображениями солдат и матросов на переднем плане, а также избавившись от фигуры Нахимова. Возможно, именно благодаря этому шагу навстречу пожеланиям Николая II, Рубо получил новый заказ и создал, пожалуй, своё самое известное полотно — панорама «Бородинская битва».

В 1912 году Франц Рубо окончательно перебрался в Германию, где прожил последние годы своей жизни почти в полном забвении.

6000 осколков

Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили претворить эти планы в жизнь.

В 1926 году советское правительство планировало реставрацию панорамы, чтобы вернуть ей тот вид, который изначально задумал Рубо. Для этой работы приглашали и самого автора, но живший в Мюнхене художник был тяжело болен и не смог приехать, однако «благословил» на реставрацию своих учеников, оставшихся в России после революции. В 1926 году их усилиями панораме был возвращён изначальный вид.

Так уж случилось, что панорама, посвящённая обороне Севастополя, сама стала участницей новой обороны города, на сей раз от немецко-фашистских захватчиков. 25 июня 1942 года при артобстреле здание панорамы частично разрушилось и загорелось. Однако благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна, которые составляли до 80 процентов всей картины.

27 июня бесценные полотна вывезли на лидере эсминцев «Ташкент» — одном из последних кораблей, которому удалось вырваться из Севастополя перед захватом его гитлеровцами.

«Ташкент», на котором находилось свыше 2000 раненых и беженцев, под градом вражеских бомб сумел прорваться в Новороссийск, доставив и людей, и спасённые фрагменты панорамы.

Картину переправили в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, где специалисты смогли оценить нанесённый ущерб. Результат был неутешительным — одних пробоин от осколков насчитали около 6000. Кроме того, полотна пострадали при транспортировке из Севастополя, так как трюмы корабля, где находилась панорама, были полузатоплены.

Возрождение

Для дальнейших работ панорама была переправлена в Москву. Там специалисты вынесли вердикт — спасено до двух третей картины, однако состояние полотна фактически исключает возможность его полной реставрации.

Тем не менее возрождение панорамы «Оборона Севастополя» особой строкой было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Для работ было выделено большое подвальное помещение Всесоюзной публичной библиотеки имени Ленина.

К реставрации привлекли лучших специалистов, на работы выделялись крупные финансовые средства. Возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев, после кончины которого в 1953 году руководство работами взял на себя академик Павел Соколов-Скаля.

Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии шедевра. Художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы: приезд хирурга Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Фёдора Заики и ряд других.

Новое открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.

Музей-панорама «Оборона Севастополя» и по сей день остаётся одной из главных достопримечательностей города русской славы.