«Отправьте меня к маме». Как в США удерживали советский самолет

Балерина, хореограф Людмила Власова. © / Владимир Песня / РИА Новости

В августе 1979 года обстановку в отношениях между Советским Союзом и США накалила семейная драма. Официальный Вашингтон обвинял Москву в насильственном удержании человека. Москва в ответ заявляла об акте «воздушного пиратства» — власти США не выпускали из страны самолет «Аэрофлота».

   
   

В центре этих страстей оказались артисты — 29-летний Александр Годунов и 37-летняя Людмила Власова.

Она и он

Когда москвичка, выпускница прославленного Московского хореографического училища Люда Маркова уже выходила на сцену Большого театра, юный уроженец Южно-Сахалинска Саша Годунов, переехавший с матерью в Ригу, решал школьные задачки по математике и делал первые, робкие шаги в балете.

Молодая балерина вышла замуж за балетмейстера Станислава Власова. Это был редкий случай, когда любовь и творчество сплелись воедино. Он сдувал с нее пылинки и ставил для жены номера, которые затем пользовались популярностью во всем мире.

Балерина Власова была звездой первой величины, когда дерзкий, конфликтный, но необычайно талантливый Саша Годунов прорывался в Москву. Выпускник Рижского училища, наплевав на распределение и мнение министра культуры Латвийской ССР, уехал в Москву, где его в труппу хореографического ансамбля «Молодой балет» принял Игорь Моисеев.

   
   

Любовь с первого взгляда

Об артисте вскоре заговорили как о восходящей звезде, но до высот, на которых парила Людмила Власова, ему было очень далеко.

Однажды они встретились в ВТО, где показывали фильм «Трапеция» с участием Власовой. Людмила обратила внимание на красивого юношу, который, стоя за колонной, буквально пожирал ее глазами. Она заговорила с ним, и вскоре, неожиданно для самой себя, предложила Александру проводить ее до дома.

Говорят, еще до знакомства с Власовой, Годунов сказал друзьям: «Если я чего-то добьюсь, то я веду эту женщину».

Он ничем не рисковал, а Людмила терзалась муками совести. Ее первый муж был прекрасным человеком и не заслужил предательства. К тому же новый возлюбленный был гораздо моложе ее, что не слишком приветствовалось в ту пору.

Но чувства оказались сильнее — прима Большого театра Власова переехала в скромную «однушку» Годунова.

Выступление солиста Государственного академического Большого театра СССР (ныне России) Александра Годунова, 1973 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Под личное поручительство

Впрочем, Александр делал все, чтобы обеспечить свою избранницу. В 1971 году, выдержав конкурсный экзамен, он был принят в труппу Большого театра. В 1972-1973 годах Годунов получал первые премии на крупных конкурсах артистов балета. Он превратился в звезду, а они вместе — в одну из самых красивых пар советского балета.

Но балетный мир — штука сложная. Годунов оказался в эпицентре конфликта нескольких враждующих партий в Большом театре, и выходил на сцену куда реже, чем ему хотелось. К тому же непокладистый характер Александра настораживал ответственных товарищей: его не выпускали на гастроли за границу. Так продолжалось, пока Людмила Власова не дала личное поручительство — муж обязательно вернется.

В 1978 году они вместе сыграли в легендарном мюзикле «31 июня». Через год этот фильм после единственного показа надолго попадет «на полку» из-за событий, связанных с Годуновым.

«Ваш муж попросил политического убежища»

В августе 1979 года Большой театр гастролировал в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.

Впереди у Годунова были три выходных дня, и его исчезновение не заметила поначалу даже жена, посчитавшая, что он заночевал в гостях у друзей.

На следующий день стало ясно, что Александр уже не придет. Руководство советской делегации спросило Людмилу о ее планах. «Отправьте меня домой к маме», — ответила она.

Людмила находилась в глубоком шоке, а вокруг отеля уже начали собраться манифестанты с плакатами: «Отпустите Людмилу к мужу!».

Власову перевезли в советское консульство, где ей официально объявили: «Людмила, мужайтесь, ваш муж попросил политического убежища».

Она сказала, что ничего не знала о планах Александра, и хочет только одного — вернуться в Москву.

Но вокруг уже раскручивалась на всю катушку политическая интрига. Соединенные Штаты, получив одного перебежчика, хотели во что бы то ни стало получить и второго.

Людмила Власова в сцене из балета «Дон Кихот», 1968 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

«Я хочу уехать назад, в СССР»

Сама Людмила Власова считает, что Годунова поставили в положение, когда о возвращении домой не могло быть и речи. Некий фотограф-эмигрант сделал снимки звезды в не самом достойном виде. Годунов, увидев их, решил, что больше его из СССР не выпустят, и решил остаться. Тем более, что новые американские друзья обещали: Мила, разумеется, останется с ним.

Консульские работники сумели посадить ее в самолет «Аэрофлота», но здесь начался сущий ад.

Авиалайнер оцепили полицейские машины, сотрудники американского Госдепа и ФБР заявляли, что Власову увозят насильно.

Американцы давили: «Он рядом, он ждет вас. Выйдите из самолета, и скажите ему сами, что не хотите оставаться». А в это время в микроавтобусе на взлетной полосе бился в истерике Годунов: «Верните мне жену!»

Психологическая дуэль растянулась на три дня. В конце концов, договорились о том, что Власова выйдет в специальный коридор, пристроенный к самолету, и даст ответ американцам и представителям ООН.

Помимо официальных лиц, в коридоре оказались адвокат Годунова и врач. Последний должен был подтвердить, что свой отказ остаться Людмила делает не под влиянием наркотиков.

Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа.

«Я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери», — заявила балерина.

Обе стороны были психологически выжаты. Американцы дали «добро» на вылет самолета.

«Я ухожу в никуда. Я вам больше не нужен»

Циничный поэт Иосиф Бродский, друживший с Годуновым, полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля Власовой было гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.

Почему-то в то, что Власова не захотела расстаться с Родиной, трудно поверить тем, кто однажды уехал навсегда.

Хотя в одном Бродский оказался прав — вскоре Людмила Власова оставила балет. Она стал хореграфом в танцах на льду. С ней работали такие звезды, как Ирина Лобачева и Илья Авербух, Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, Елена Ильиных и Никита Кацалапов, а также многие другие.

Александр Годунов и Людмила Власова. «31 июня». 1978 год.  Кадр из фильма

Первое время после побега Годунов звонил Власовой в Москву: «Мила, я не предатель, не спрашивай меня об этом. Тебя не мучает сейчас то, что ты улетела?»

А потом... У него появилась другая, у нее появился другой, жизнь разводила вчерашних супругов все дальше и дальше.

«31 июня» часто называют мистической картиной. И действительно, в судьбе Власовой и Годунова она стала пророческой. Его герой уходил от ее героини со словами: «Я ухожу в никуда. Я вам больше не нужен».

У Годунова, казалось, все складывалось в США отлично — гастроли, популярность, любовь зрителей. В середине 1980-х он сменил балет на Голливуд. За 10 лет он снялся в восьми картинах, и для русского актёра это был блестящий результат. Среди ролей был и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — после этого фильма о нем снова заговорили на Родине.

Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек», 1996 г.

«Если о нем говорят восхитительно на фоне меня, „плохой“, я рада этому»

Он мечтал побывать в Москве, в Питере, но боялся... В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми. После этой поездки артист запил — уже не в первый раз за время жизни в Америке.

В мае 1995 его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.

Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».

«Сейчас многие винят меня в судьбе Годунова, — сказала Людмила Власова в интервью РИА Новости. — Но если я добилась того, что о нем говорят восхитительно на фоне меня, „плохой“, я рада этому».

О драматической истории их расставания в СССР сняли фильм под названием «Рейс 222». Правда, героям изменили амплуа — супруг-«невозвращенец» стал спортсменом, а жена — артисткой балета на льду. Людмиле Власовой фильм не понравился, однако, сопоставляя повороты сюжета, и то, что она рассказывала сама, надо признать, что авторы не погрешили против истины.

А об остальном вряд ли может судить кто-то посторонний...