Государственная дума РФ в ближайшем будущем может принять документ, в котором будет пересмотрена оценка участия советских войск в конфликте в Афганистане в 1979-1989 годах.
«Не соответствует принципам исторической справедливости»
Как сообщил депутат от КПРФ Николай Харитонов, проект подобного постановления прошел обсуждение на круглом столе в Малом зале Госдумы с участием депутатов всех фракций и был одобрен.
«Надо однозначно заявить, что Государственная дума считает необходимым признать не соответствующим принципам исторической справедливости моральное и политическое осуждение решения о вводе советских войск Афганистан в декабре 1979 года, выраженное в постановлении Съезда народных депутатов Верховного совета СССР в 1989 году», — приводит слова Харитонова «Интерфакс».
Вынести постановление на рассмотрение пленарного заседания Госдумы планируется в феврале 2019 года, к тридцатилетию вывода советских войск из Афганистана.
Как подчеркивают авторы проекта, он призван отдать «дань уважения советским воинам».
«В стране выросло поколение идиотов, которые свято верят в то, что мы везде и всюду проиграли»
Поводом для оживления дискуссии вокруг войны в Афганистане и ее участников в последние недели стал сериал «Ненастье» режиссера Сергея Урсуляка. Споры о «Ненастье» дошли и до стен Государственной думы. Глава Комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов заявил, что необходим честный фильм об афганцах. «В планах — а эти планы утверждены председателем Государственной думы — выпустить полнометражный фильм в пику вот этому „Ненастью“», — приводит слова Шаманова «Интерфакс».
Выступавшие на слушаниях в Госдуме, посвященных тридцатилетию вывода войск из Афганистана, сошлись во мнении, что картина Урсуляка «не про настоящих афганцев».
Художественное отображение Афганской войны в кино не в первый раз натыкается на неприятие со стороны участников боевых действий, а также части общества. В 2005 году так произошло с фильмом Федора Бондарчука «Девятая рота». Картина собрала массу наград, была успешной в прокате, однако она с ног на голову переворачивала историю реального боя 9-й роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка, действительно ставшего легендой Афганской войны.
Известный переводчик и публицист Дмитрий «Гоблин» Пучков писал о фильме Бондарчука: «Вот теперь имеем сериал „Штрафбат“ и фильм „9 рота“ сделанные людьми, которые искренне уверены в том, что „снимают правду“. Но ещё страшнее то, что в стране выросло целое поколение идиотов, которые свято верят в то, что мы везде и всюду проиграли. Что воины, сражающиеся за свою страну, — все как один контуженные психи. Что „всё было зря“, потому что „их страна через два года перестала существовать“».
С чего все начиналось
Оценки войны в Афганистане как на уровне власти, так и в обществе, пережили не одну трансформацию.
Вопрос о том, насколько неизбежным был ввод войск в Афганистан, не имел однозначного ответа тогда, не имеет и сейчас. Достаточно сказать, что колебания были даже среди членов Политбюро, принимавших окончательное решение.
Как ни странно, но отношения между СССР и Афганистаном были наиболее успешными в монархический период. Советские специалисты работали в стране, отношение к ним было доброжелательным, отсутствовала военная напряженность в регионе. Свержение Захир-шаха в 1973 году и установление режима Мухаммеда Дауда резко осложнило обстановку в стране, поставив ее на грань внутреннего конфликта. Диктатуре Дауда противостояли как радикальные исламисты, так и левые силы. В 1978 году произошла так называемая Саурская революция, в результате которой к власти пришла марксистская Народно-демократическая партия Афганистана. Дауд был не только свергнут, но и казнен. Приход к власти НДПА добавил Москве головной боли. Намерения победителей начать радикальные социалистические реформы в исламской стране походили на авантюру. Кроме того, внутри самой партии началась жесткая борьба различных фракций.
20 приглашений: как и зачем СССР вводил войска в Афганистан
Сегодня об этом забывают, но война в Афганистане началась отнюдь не с ввода советских войск. Вооруженный конфликт между сторонниками НДПА и исламистами заполыхал в 1978 году.
Еще в мае 1978 года афганское правительство через посла СССР в Кабуле официально обратилось к советскому правительству с просьбой срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных — и сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности Демократической Республики Афганистан.
Пожелание кабульских товарищей было выполнено, однако ситуация принципиально не улучшилась. Правительство Афганистана обращается в Москву с просьбой о прямой военной помощи и поначалу натыкается на отказ. Леонид Брежнев на заседании Политбюро в марте 1979 года говорил, что афганским товарищам надо объяснить: «Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и — прежде всего — им».
К середине 1979 года в костер гражданской войны уже подбрасывала дрова чья-то добрая звездно-полосатая рука. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, в июле 1979 года президент США Джимми Картер подписал секретный указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане.
Правительство Афганистана обращалось к СССР за военной помощью около двадцати раз и все время получало отказ. Но в сентябре 1979 года ситуация приблизилась к критической точке. Глава Афганистана Нур Мохаммад Тараки был свергнут и убит одним из своих сподвижников Хафизуллой Амином. Амин оказался худшим из возможных кошмаров. Он находился у власти всего три месяца, но его жертвами стали десятки тысяч политических противников. Кроме того, в Москве появилась информация, что Амин ведет двойную игру и пытается наладить контакты с Вашингтоном.
В СССР решили: Амин не может стабилизировать ситуацию в стране, более того, он опасен для Москвы. В качестве замены рассматривался Бабрак Кармаль, один из руководителей НДПА, попавший в опалу.
12 декабря 1979 года Политбюро ЦК КПСС принимает решение о вводе войск в Афганистан. Подобная возможность была предусмотрена статьей 4 советско-афганского «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», заключенного 5 декабря 1978 года. Более того, Хафизулла Амин был одним из первых, кто выступил за ввод советского контингента в страну. Ему, конечно, в голову не приходило, что эта мера будет использована против него.
Сам ввод войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 года, то есть еще в период правления Амина. 27 декабря резиденция Амина — дворец «Тадж-бек» — была взята штурмом спецподразделениями КГБ СССР и Советской армии, а сам он был убит. Эта спецоперация считается образцовой.
К власти в Афганистане был приведен Бабрак Кармаль. Советские подразделения должны были выполнить роль стабилизирующей силы, а затем покинуть Афганистан.
Не все знают, что советские части для стабилизации внутренней ситуации в Афганистане вводились и до этого: так, к примеру, было в 1929 году.
В 1979 году участие подразделений Советской армии в боях с исламистами не планировалось. Предполагалось, что они будут осуществлять контроль за жизненно важными объектами в переходный период, а затем покинут страну.
Однако уже в январе 1980 года советские части стали втягиваться в бои. Например, при подавлении мятежа 4-го афганского артиллерийского полка, когда были убиты все советские военные советники. Жесткая реакция последовала незамедлительно, мятеж был подавлен, но стало очевидно, что события идут по непредусмотренному сценарию. К весне 1980 года Советский Союз, к великой радости Вашингтона, стал полноценным участником конфликта.
«Интернациональный долг» в режиме секретности. Почему советский народ стал верить зарубежным «голосам»?
В первые годы войны в Афганистане оценка происходящего была однозначной: «советские солдаты выполняют интернациональный долг в Афганистане». Но чем дольше длилась война, тем больше в обществе возникало вопросов, на которые власть не давала ответов.
Советские граждане не были подробно посвящены в события, предшествующие решению Политбюро ЦК КПСС от 12 декабря 1979 года. Не было и понимания, как и когда должен закончиться конфликт. Молодые парни уходили на войну в режиме полусекретности, а затем также полусекретно из Афганистана возвращались гробы. Советские граждане все чаще слушали зарубежные «голоса», которые разъясняли, мол, «Советский Союз совершил агрессию и убивает мирных афганцев, которые не хотят жить при социализме». Разумеется, «голоса» ничего не говорили о зверствах исламистов, о поставках американского оружия, о лагерях подготовки боевиков и о многом другом.
Но к 1985 году в советском обществе существовали два отношения к войне в Афганистане: официальное и то, что было воспитано «голосами».
«Линия Горбачева — Сахарова»: как осуждали Афганскую войну
Приход Михаила Горбачева, политика гласности, изменение внешнеполитического курса — все это стало причиной кардинального изменения отношения к Афганской войне. Так называемые поборники демократических изменений, начинавшие с осуждения ввода войск в Афганистан, вскоре перешли к обвинениям в адрес советских военных.
Одним из самых известных противников Афганской войны был академик Андрей Сахаров. Выступая на I Съезде народных депутатов СССР, то есть уже после вывода советских войск, он заявил: «Сама война в Афганистане была преступной... Неизвестно, кто несет ответственность за это огромное преступление нашей Родины. Это преступление стоило жизни почти миллиону афганцев. Против целого народа велась война на уничтожение. Это то, что лежит на нас страшным грехом». Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что академик Сахаров лгал: никакой «войны на уничтожение» Советский Союз не вел, в отличие, к примеру, от США в годы Корейской и Вьетнамской войн. Андрею Дмитриевичу было не привыкать лгать: с его подачи до сих пор гуляет история о расстрелах советскими вертолетчиками собственных солдат, чтобы они не попадали в плен.
Сахаров умер 14 декабря 1989 года, а 24 декабря было принято Постановление Съезда Народных депутатов СССР «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года», первый пункт которого гласил: «Съезд народных депутатов СССР поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения».
На речах Сахарова и других диссидентов, на этом постановлении Съезда базировалась оценка Афганской войны, преобладавшая в обществе в девяностые годы и закрепленная в книгах и фильмах. Война в Афганистане рассматривалась как бессмысленная и даже преступная авантюра, а ее участникам отводилась в лучшем случае роль жертв, а то и убийц мирного населения. В какой-то степени последней оценке способствовало массовое втягивание афганцев в криминальный передел собственности.
Народная реабилитация: как события XXI века изменили взгляд на «Афган»
Чем больше открывалось новых фактов о событиях, предшествовавших вводу войск в Афганистан, чем больше становилось известно об участии США в конфликте, тем более спорной выглядела оценка конца восьмидесятых.
Война в Афганистане не прекратилась после ухода советских войск, свержение просоветского режима не принесло мира. Военное вмешательство США в начале 2000-х, куда более жесткое, чем советское, также не дало результатов. Более того, военизированные исламские группировки, взращенные Вашингтоном в годы Афганской войны, шагнули сегодня далеко за пределы Афганистана. Сегодня для борьбы с ними не хватает усилий всего мирового сообщества.
Для современного российского общества афганцы давно уже не преступники. Они уходили из Афганистана не под тяжестью потерь, а по решению политического руководства страны. По решению такому же неоднозначному, как и то, что было принято в декабре 1979 года.
Оценка академика Сахарова, поддержанная Съездом народных депутатов в 1989 году, давно уже не является главенствующей в российском обществе. Поэтому и фильмы об Афганистане, выдержанные в подобном духе, встречаются в штыки.
Официальный пересмотр отношения к Афганской войне лишь зафиксирует то, что и без этого стало реальностью.