Отец дредноутов. Джон Фишер — главный адмирал «Владычицы морей»

Портрет Джона Арбетнота Фишера. © / Commons.wikimedia.org

​Даже далекие от военно-морских сил хоть раз слышали слово «дредноут». В смысле — огромная утыканная пушками бронированная посудина. На самом деле, «Дредноут» — название британского военного корабля, навсегда связанного с именем адмирала Фишера.

   
   

Путь к причалу

Джон Арбетнот Фишер родился 25 января 1841 г. В Англии его считают вторым флотоводцем после Нельсона, хотя сам Фишер не выиграл ни одного морского сражения. 

Его служба на флоте началась в 1854 г., в эру парусников, и закончилась в декабре 1918-го, когда на море господствовали линкоры, подводные лодки и уже появился первый авианосец.

В 1853 году тринадцатилетний Джон, сын капитана Уильяма Фишера, заместителя губернатора Цейлона, поступил кадетом на 84-пушечный линейный корабль «Калькутта». В следующем году он участвовал в Крымской войне против России, еще через год — во Второй опиумной с Китаем. Через 5 лет после возвращения на родину Фишер блестяще сдал квалификационные экзамены на чин лейтенанта. 

Джон Фишер, 1860 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Решающую роль в жизни Фишера сыграли два назначения. В 1862 г. он попал на 74-пушечный парусник «Экселлент», главный учебный артиллерийский корабль Королевского флота. На нем отрабатывали новые приемы использования артиллерии. На следующий год Фишер был назначен на первый английский броненосец «Уорриор». В те времена броненосцы, помимо паровой машины, несли и полный набор парусного вооружения. А вдруг уголь закончится?

Адмирал-реформатор

К 1902 г. Фишер — командующий Средиземноморским флотом. Через 2 года он возглавил британский флот. В день вступления Джона Арбетнота Фишера в должность первого морского лорда 21 октября 1904 г. газета «Дейли Экспресс» опубликовала весьма подобострастную карикатуру. На рисунке адмирал Нельсон карабкался на колонну своего имени в центре Трафальгарской площади и Джон Фишер входит под аркой Адмиралтейства. Подпись: «Я уж было собрался спуститься и помочь им. Но если сам Джеки Фишер взялся за дело, то мне больше не о чем беспокоиться, и я возвращаюсь на свой пьедестал».

Британия XX в. многим обязана Фишеру. «На протяжении по меньшей мере десяти лет все важнейшие шаги, предпринятые для усиления, улучшения и совершенствования военно-морского флота, были заслугой Фишера», — скажет впоследствии Уинстон Черчилль    
   

Фишер изменил систему военно-морского образования, перевел флот с угля на мазут, списал в переплавку огромное количество устаревших кораблей. Но главная его заслуга — создание принципиально нового корабля. С появлением «Дредноута» вся история броненосных кораблей разделилась на «додредноутную» и «последредноутную» эру.

Все пушки большие

Типичный броненосец конца XIX в. был вооружён четырьмя 305-мм и двенадцатью 152-мм орудиями. Они прекрасно били на расстояние до 2 км. Снаряды первых были предназначены для того, чтобы пробивать броневые пояса вражеских броненосцев. Вторые — для разрушения надстроек все тех же вражеских броненосцев и создания хаоса на их палубах. 

Однако уже в начале XX столетия с развитием боеприпасов и систем управления огнем дистанции ведения морского боя выросли до 3 км и более. 152-мм снаряды до противника долетать перестали. Получилось, они только зря занимали место в башнях броненосцев. 

Идею линейного корабля, оснащенного только тяжелыми орудиями единого калибра, впервые высказал в 1903 г. итальянский инженер Витторио Куниберти. Про таких обычно говорят: он опередил свое время. Адмирал Фишер ничего не опережал. Он оказался в нужное время в нужном месте. Его стараниями в октябре 1905 г. в Портсмуте был заложен принципиально новый корабль, вооруженный десятью 305-мм орудиями. На тот момент такого ни у кого в мире не было! Проект получил публицистическое название «All Big Guns» — «все пушки большие».

То, что началось после введения нового корабля в эксплуатацию, получило название «дредноутной лихорадки». Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм, 356-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже откровенно слабым. В Ютландском морском сражении, самом крупном в Первой мировой войне, он находился во второй линии и участия в бою не принимал. Самая крупная победа прародителя всех линкоров — успешный таран немецкой подводной лодки.

Уинстон Черчилль и Джон Фишер (справа), 1913 г. Фото: Commons.wikimedia.org

До замерзания ада

Несмотря на солидную разницу в возрасте, профессиональный военный Фишер и профессиональный политик Черчилль дружили. Сохранилась их переписка. Обычно адмирал завершал свои послания довольно оригинальным образом: «Твой, до превращения в пепел», или «Твой, пока уголь не даст ростки», или «Твой, до замерзания ада». Пройдет время, и Черчилль скажет: «К сожалению, настанет день, когда ад замерзнет, уголь даст ростки, а дружба превратится в пепел». 

В первый раз они разругались незадолго до Первой мировой войны по поводу кораблестроительной программы. Во второй — в 1915 г., когда война уже вовсю шла. Первый лорд адмиралтейства Черчилль (гражданская должность типа министра ВМС) и Первый морской лорд Фишер (по-нашему, главком ВМФ) не нашли общего языка по поводу Дарданелльской десантной операции. В отставку в итоге ушли оба.

Джон Арбетнот Фишер умер в Лондоне в 1920 г. от рака и был похоронен с государственными почестями.