От удара дубинкой до яда кураре. Как развивалась наука обезболивания

Первая операция под наркозом. Р. Хинкли. © / Public Domain

Вклад Фарадея

Мандрагора, белладонна, опий, охлаждение льдом и снегом, сдавливание нервных стволов и пережимание сосудов шеи… Но все эти способы не давали нужного эффекта. И конечно, были очень опасны для жизни. (А ведь использовался и такой радикальный способ, как удар по голове, приводивший пациента в бесчувственное состояние.) И тем не менее все они применялись: ведь иначе пациенты умирали от шока.

   
   

Реальные предпосылки для открытия обезболивания и победы над болью появились лишь в конце XVIII века, после получения в чистом виде кислорода (1771 год) и закиси азота (1772 год), а также обстоятельного изучения физико-химических свойств диэтилового эфира. Это сделал в 1818 году английский учёный Майкл Фарадей. Обезболивание с научным обоснованием пришло в медицину лишь в середине XIX века. А до этого, чтобы избежать операционного шока, хирурги стремились максимально сократить время операции. Николай Иванович Пирогов делал высокое сечение мочевого пузыря за две минуты, а удаление грудной железы – за полторы минуты. Француз Ларрей за ночь после Бородинского сражения произвёл 200 ампутаций.

Ошеломляющая тишина

Первая публичная демонстрация эфирного наркоза прошла в Гарвардском университете. Проводил её дантист Уильям Мортон. Удалили опухоль в подчелюстной области под эфирным усыплением. Вмешательство произошло в полной тишине, что произвело ошеломляющее впечатление на окружающих, привыкших к воплям во время операций.

Наверное, ни одна новость не распространялась с такой скоростью… С необычайной быстротой весть об открытии столь удивительного способа обезболивания обошла весь свет – и все другие средства усыпления были оставлены.

С тех пор 16 октября 1846 года считается днём рождения современной анестезиологии. Хотя, если быть справедливым, эфирное усыпление впервые было применено на четыре года раньше при удалении опухоли затылка, однако известно стало об этом только в 1852 году.

Связи с общественностью, очевидно, и тогда уже имели решающее значение. Например, демонстрация применения закиси азоты в качестве наркоза не оказалась столь удачной, как демонстрация Мортона: больной закричал и врача освистали. А зря. Позже выяснилось, что применение закиси азота в сочетании с кислородом даёт нужный результат.

Крестьянин Виктор и королева Виктория

Во второй половине XVIII века и позже, на протяжении столетия, в Европе был широко распространён месмеризм – предшественник современного гипноза. Его основоположником был австрийский врач Франц Антон Месмер (1734–1815 гг.).

   
   

Истории, подобные той, что случилась с французским крестьянином Виктором, который в состоянии сна сам себя отвязал от дерева и дошёл до своей деревни, производили большое впечатление на хирургов. В итоге попытки использования гипноза во время операций надолго увели развитие анестезиологии в сторону. Последователи Месмера активно отстаивали свои позиции и даже после применения эфира приписывали его успех лишь тому, что он действует на воображение. Эпоха месмеризма в хирургии закончилась, только когда хирурги, последователи Месмера, сами стали применять эфирное усыпление во время операций.

Между тем в 1847 году англичанин Джеймс Симпсон впервые в качестве наркотического вещества использовал хлороформ. При применении хлороформа наркоз наступает быстрее, чем от эфира, и он не так легко воспламеняется. Поэтому, очень быстро завоевав популярность среди хирургов, хлороформ надолго вытеснил эфир. Его испробовали даже для обезболивания родов у королевы Англии Виктории, когда она рожала восьмого ребёнка.

В России наркоз эфиром и хлороформом первым применил Пирогов, уже через четыре месяца после демонстрации Мортона. И он же первым указал на его отрицательные свойства и возможность тяжёлых осложнений.

Новые пути

Между тем частота осложнений вследствие токсичности хлороформного наркоза постепенно привела к отказу от него. Применение наркотических веществ через дыхательные пути имело ряд недостатков: удушье, возбуждение… Всё это заставило искать новые пути.

В 1913 году впервые для наркоза были использованы барбитураты. Поиски шли и в других направлениях. Новую эпоху в анестезиологии открыло применение натуральных препаратов кураре и их синтетических аналогов, расслабляющих скелетную мускулатуру. Миорелаксанты сделали наркоз более совершенным и безопасным.

Признание анестезиологии как научно обоснованной дисциплины пришло в 30‑е годы XX века. В 1937 году в США был создан совет анестезиологов. В 1935 году экзамен по анестезиологии был введён в Англии.

В 50‑е годы для большинства хирургов СССР стало очевидно, что безопасность проведения оперативных вмешательств во многом зависит от их анестезиологического обеспечения. Возник вопрос о признании анестезиологии как клинической дисциплины.

Повышение безопасности анестезии и рост числа анестезиологов способствовали расширению показаний для общего обезболивания. Если в 50‑е годы 90% всех операций проводились под местной анестезией, то уже через десять лет половина всех операций проходила под наркозом.

Устранение боли при больших операциях оказалось недостаточным для сохранения жизнедеятельности организма… И перед анестезиологией была поставлена задача: создать условия для нормализации нарушенных функций дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ. Решение проблемы искусственной вентиляции лёгких открыло горизонты для оперативной хирургии, привело к созданию лёгочной и кардиохирургии, трансплантологии.

Анестезиология, которая сама развилась из хирургии, дала дорогу реаниматологии.