От короля - в массы. Как сказка про Золушку гламур породила

Гламурный марафон запустил в XVII «король-солнце», и он всё продолжается. © / www.globallookpress.com

На первый взгляд с гламуром всё просто. Это модели, актёры, спортсмены и прочие звёзды. Все они яркие, модные, сексуальные, богатые, довольные собой. Гламур - это и то, как они одеты, какие у них машины, замки, яхты, часы, любовницы… А вот у учёных нет единого определения гламура. «Гламур лучше всего рассматривать как соблазнительный образ, который тесно связан с потреблением, - говорит авторитетный исследователь Стивен Гандл. - Он состоит из отретушированного или усовершенствованного изображения кого-то или чего-то, и цель этого изображения - ослеплять и соблазнять каждого, кто на него взглянул» (кстати, само слово «гламур» переводится с английского как «очарование»). 

   
   

Волшебные чары

Но кого же они очаровывают? Самое главное - весь этот «гламурный праздник жизни» для нас, обычных людей. Без нас не было бы гламурных персонажей. «Гламурные личности всегда играют на широкую публику, без зависти и восхищения которой они просто не существовали бы, - пишет об этом С. Гандл. - Они живут ради внимания общества, которое превращает их в объекты всеобщего любопытства и индивидуальных фантазий. Гламур просто не может существовать без вовлечения масс. Даже самый интересный, сексуальный и модный человек не станет гламурным, если не осмелится вторгнуться в царство публичного и не завладеет всеобщим вниманием. Гламура не было до того, как он стал коммерческим товаром». И возник он тогда, когда красивую жизнь, царившую среди аристократов, смогли покупать себе стремительно богатеющие буржуа.

Можно сказать, что гламур - это бесконечный рекламный ролик, призванный завораживать нас. И, как в любой рекламе, всё в нём подретушировано, приукрашено - над этим работает армия фотографов, модельеров, дизайнеров, косметологов, пластических хирургов. Всё это заставляет нас подражать звёздам: покупать гламурные шмотки, косметику, машины, квартиры, заниматься фитнесом, делать косметические операции. 

«Всё это очень похоже на теорию моды извест­ного социолога Георга Зиммеля. Называется она немножко странно - теорией стекания: моду создают высшие слои общества, но потом её ­перенимают простые люди - происходит как бы её стекание с верхних ступеней социальной лестницы к нижним, - объясняет социолог Виктория Мельникова. - Эти слова и про гламур, хотя при жизни Зиммеля этот термин ещё не употребляли. Для гламура крайне важно и движение снизу вверх. «Золушки», покоряющие высший свет, - его обязательный элемент. Они призваны демонстрировать наличие лифта, на котором можно с земли подняться во вселенную гламура. И неважно, что количество мест в лифте стремится к нулю - он создаёт у народа веру, что усилия ненапрасны. Важно, что гламурные СМИ постоянно подчёркивают: каждая женщина может стать ближе к звёздам, но над этим надо работать. Если вы не можете купить не только яхту, но даже платье «от Версаче», то купите шарфик, зонтик или другой аксессуар с этим лейб­лом - так вы станете чуточку более гламурной. К гламуру можно приобщаться по частям, откладывая самое недостижимое на потом. А пока? Купите 5 аксессуаров для вечеринки и 6 вещей, без которых не обойтись этой осенью, не забывайте про 10 упражнений для плоского живота и о 7 способах увеличения груди… И тогда даже не одарённые красотой от природы станут гламурными». 

Король гламура

Факты
Первую гламурную операцию спланировал и провёл во Франции известный сказочник Шарль Перро.
Сказка про Золушку - это просто манифест гламура. Похоже, именно с неё, а точнее, с переделки этой народной сказки Шарлем Перро, гламур и начался. Мы представляем себе этого великого сказочника добрым дедушкой, а он был одной из самых влиятельных фигур в окружении «короля-солнца» Людовика XIV. Как бы сказали сегодня, он руководил пиар-кампанией по прославлению этого самого знаменитого монарха всех времён и народов, возглавляя 20 лет «Бюро славы короля» и другие информационно-идеологические структуры Франции. И эту роль ему поручил сам король. «Господа, вы можете судить о моём уважении к вам уже потому, что я доверяю вам самую ценную для меня вещь - мою славу», - вспоминал Перро встречу своей пиар-команды с монархом. 
Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй Фото: Public Domain

Вот свидетельство этой работы от невестки короля: «Как-то я спросила одного разумного человека, почему во всех писаниях постоянно превозносят короля, и услышала, что всем издателям дано особое распоряжение печатать лишь те книги, где восхваляется король, и что делается сие ради подданных. Французы обычно много читают, а поскольку провинция читает всё, что приходит из Парижа, то восхваления короля внушают им почтение и уважение к нему. Вот для чего это делается, а вовсе не для короля, который этого не видит и не слышит». «Король-солнце» вместе со своим самым блестящим и самым большим в мире двором опустился на землю - к народу, и это была первая операция по «стеканию» гламура в массы.

Важнейшую роль в ней сыграли сказки Перро. Создавая их, он выкидывал из народных историй все грубости и ужасы, колдуний заменял воздушными феями, героев одевал в аристократические наряды и придумывал для них гламурные аксессуары типа хрустальных туфелек или красной шапочки. Грошовые книжицы со сказками, издававшиеся массовыми тиражами, очень быстро очаровали народ, даже проникли в крестьянские массы и включились в фольклор. Рассказав, каков мир дворцов изнутри, они сделали его предметом сокровенных мечтаний. Именно тогда гламур стал овладевать массами. Так что возник он всё же раньше капитализма.