28 октября 1944 года советские войска освободили Украину от нацистов. 80 лет назад казалось, что навсегда. В республику рекой потекли деньги, ресурсы и люди. Но эти вложения стали одной из причин коричневого реванша спустя много лет.
Восстановление республики, над которым трудился весь Союз, и прежде всего РСФСР, началось практически сразу после освобождения. Кстати, тогда и начался послевоенный карьерный рост «дорогого» Леонида Ильича — он командовал восстановлением Запорожья.
Кузница-житница-здравница
Из РСФСР на Украину отправились не только строители, но и целые заводы, конструкторские бюро с разработчиками. Так, благодаря сильному украинскому лобби в ЦК КПСС в 1952 году из Новосибирска в Киев переехало ОКБ-153, позже получившее название КБ Антонова.
Если из Прибалтики делали витрину СССР для Европы, то из Украины — локомотив промышленности. Уже к 1958 году она опередила все европейские страны по выплавке чугуна.
При Хрущёве и Брежневе в республику, прежде всего в энергетику и газификацию, стали «вваливать» совсем непомерные суммы. В итоге к 1981-му более 80% украинских городов были подключены к газовому снабжению. РСФСР «курила в стороне». Тверская область, граничащая с Московской, только в 1996 году поставила задачу обеспечить газом 60% городских квартир... к 2000 году. Уровень жизни к началу 1980‑х на Украине тоже был значительно выше, чем в любом регионе РСФСР, за исключением столицы.
Параллельно среди жителей «житницы-кузницы-здравницы» росло число тех, кто считал: Украина кормит Россию, почти ничего не получая взамен. В реальности всё обстояло иначе. Согласно отчётам, ближе к концу существования Союза было всего четыре республики-донора, которые руководство страны «доило», отдавая заработанные ими средства другим: Россия, Белоруссия, Казахстан и Азербайджан. Остальные, включая Украину, сами себя содержать не могли и были дотационными.
Приданое растащили по карманам
И всё-таки на момент развала СССР Украина была достаточно успешной. По данным Всемирного банка, в 1990 году ВВП Украины почти на 160 млрд долларов превосходил ВВП Польши. Всё это богатство украинское руководство умудрилось «пролюбить» в кратчайшие сроки. Сразу после обретения независимости страна скатилась в глубочайший экономический кризис.
«Первый президент Леонид Кравчук экономикой не занимался. Его интересовало лишь признание Украины на международной арене. Затем к власти пришёл Кучма — он не придумал ничего другого, кроме как отдать имеющийся финансовый жирок олигархическим группировкам.
В результате к 2014 году украинский ВВП был в 2 раза меньше польского. К 2022 году — уже в 3.
«Приданое», полученное не только от советской эпохи, но ещё и от Российской империи, промотали и растащили по карманам. Утрачены десятки и сотни тысяч рабочих мест, которые благодаря в том числе тесной кооперации с Россией давали людям стабильный доход, приносили налоги в казну«, — объяснял 21 февраля 2022 года причины плачевного состояния украинской экономики Владимир Путин.
Безумный уровень коррупции — не единственная причина провала, добавляет Скачко. Во времена СССР почти вся украинская экономика и промышленность были «заточены» прежде всего на Россию. Как только Киев развернулся в сторону Европы, предприятия, ещё недавно приносившие невероятную прибыль, вдруг оказались глубоко убыточными.
Враз оказался неконтролируемым
Аккурат за 5 лет до того, как Украину освободили от нацистских захватчиков, в состав СССР вошла западная часть республики — колыбель бандеровской идеологии. Справиться с «колыбелью», судя по событиям сегодняшнего дня, так и не сумели. Не помогли ни кнут, ни пряник.
И дело не только в амнистии всех отловленных в послевоенные годы по лесам бандеровцев, которую пробил в 1954‑м Хрущёв. По словам Скачко, корни «нацификации» когда-то братской республики лежат ещё в середине 1980-х, когда во время перестройки украинские общественники и политики начали активно общаться с зарубежными диаспорами, прежде всего из Канады. «Их идеи преподносились как некая победа национального возрождения. Не говорилось, что мы придём и вас, евреи и москали, всех убьём. Это уже позже началось», — говорит Скачко.
После обретения независимости «культ Бандеры» стали продвигать официально. Пропаганда работала на всех уровнях, начиная с детсадов. На то, чтобы вырастить поколение фанатиков, ушло примерно полтора десятка лет. Впервые громко они заявили о себе 15 октября 2005-го, когда толпы поклонников УПА* прошли маршем по Крещатику. «Именно этот рубеж можно считать точкой невозврата, — уверен политолог. — В пятилетку безумия — 2005–2010 годы, правление Ющенко, наследники Гитлера начали стремительно набирать силу».
Любопытно, что окончательно открыл дверь для этой чумы Виктор Янукович. «В предвыборной борьбе Януковичу нужен был враг. Страшный, но контролируемый и легко побеждаемый, пусть даже во втором туре. У Кучмы, например, таким врагом были коммунисты, но от них к тому моменту уже ничего осталось. Вот они и изобрели эту напасть, — продолжает Скачко. — В 2012 году начали раскручивать так называемую партию “Свобода”* (до этого она называлась “Социал-национальная партия”, чтобы не было откровенных аллюзий с Гитлером, её переименовали). Расчёт был на то, что в марте 2015‑го Янукович триумфально победит коричневый реванш. Вот они и выпустили из бутылки джинна, силу которого недооценили».
Итог этих событий известен: майдан, языковые запреты, война в Донбассе, запрет УПЦ МП, преследования по национальному признаку и тотальная фальсификация истории. Монумент «Родина-мать» в Киеве, торжественно открытый Брежневым, год назад изуродовали, сбив советский герб со щита статуи. На его место приварили трезубец. Очень символично, что спустя несколько месяцев он начал ржаветь. Музей под этим памятником был посвящён победе советского народа в Великой Отечественной войне. Сейчас там выставлены «трофеи» из Курской области, включая дорожные указатели и фотографии из «Пятёрочки» в Судже.
*Запрещены в РФ, признаны экстремистскими.