Операция «Все пропало». Пять провалов спецназа при освобождении заложников

Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea Stallion. © / Commons.wikimedia.org

В ночь на 25 апреля 1980 г. армия США пережила крупнейший провал со времен войны во Вьетнаме. Спецназ, ВВС и ВМС не смогли освободить заложников и сами понесли потери. Наш рассказ — об этой и других операциях, закончившихся плохо.

   
   

Бойня в пустыне

Заложники в американском посольстве в Тегеране были захвачены еще 4 ноября 1979 г., когда толпа радикальных студентов взяла штурмом посольство. Нескольких человек — неграждан США, чернокожих и женщин — удалось быстро освободить в ходе переговоров. В плену у студентов осталось 52 человека, за которых они требовали голову сбежавшего в Америку иранского шаха. На это президент США Джимми Картер пойти не мог. В итоге он дал согласие на проведение силовой операции по освобождению заложников. Назвали ее красиво: «Орлиный коготь».

План операции был весьма сложен и давал надежду на благополучный исход только в случае идеального срабатывания на всех этапах. На первом 3 военно-транспортных самолета С-130 «Геркулес» должны были с территории Омана доставить на заброшенный аэродром в 370 км от Тегерана бойцов антитеррористического спецназа «Дельта». Три аналогичных самолета везли топливо для дозаправки вертолетов. 

Восемь вертолетов RH-53 D «Си Стэллион» с  авианосца «Нимиц» подключались на следующем этапе. Они прилетали на старый аэродром через полчаса после транспортников, дозаправлялись, брали на борт спецназ и везли его почти до самого Тегерана. Там их уже ждали агенты ЦРУ с 6 арендованными грузовиками, на которых предстояло доехать до посольства, быстренько взять его штурмом, освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации всех на аэродром в Египте. Но что-то сразу же пошло не так.

Про бумаги и овраги

До базы на территории Ирана долетели лишь 6 вертолетов. Один упал в воду сразу же после взлета с авианосца, другой заблудился во время пыльной бури и повернул назад. Уже на месте выяснилось, что со времен Второй мировой войны, когда аэродром построили англичане, иранцы проложили поблизости довольно оживленное шоссе. Пассажиры рейсового автобуса заметили самолеты с опознавательными знаками ВВС США. Автобус задержали, а вот в проезжавший мимо бензовоз пришлось стрелять. Один человек при этом погиб, один успел сбежать. Операция перестала быть секретной.

Дальше было только хуже. При проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолет-заправщик. Начался пожар, в ходе которого на транспортнике погибли пятеро, а на вертолете трое. Оставшиеся в живых участники операции в панике покинули место событий, бросив на аэродроме тела погибших, секретные документы и 5 вертолетов, которые остались без топлива. Они долго потом служили в ВВС Исламской республики.

   
   

Дальнейших попыток силового спасения заложников не предпринималось. Со временем Вашингтон пошел на некоторые уступки, разморозил иранские активы на сумму 12 млрд. долл. 20 января 1981 г. 52 американских заложника, пережив 444 дня плена, были освобождены.

Черный сентябрь Мюнхена

Провалы при освобождении заложников случались и ранее. 5 сентября 1972 г. во время Олимпиады в Мюнхене палестинцы из организации «Черный сентябрь» захватили в заложники 11 членов Олимпийской сборной Израиля. Их требования сводились к освобождению других террористов, отбывавших наказание в Израиле и Германии. Израиль сразу отверг идею переговоров. Германия не впустила в страну израильский спецназ. Проведение операции по освобождению заложников целиком легло на плечи полиции Баварии. Полиция операцию провалила.

По плану «А» террористам предполагалось предоставить самолет для вылета в Египет. Освобождение заложников планировалось на аэродроме при помощи снайперов и группы захвата внутри самолета. Плана «Б» у полиции не было.

Неприятности начались с того, что полицейские, которые должны были поджидать террористов внутри самолета, умыли руки и сбежали. Снайперы оказались не профессионалами, а любителями, которые похаживали на стрельбище по уик-эндам.

Террористов с заложниками привезли на базу ВВВ Фюрстенфельдбрюк. Когда палестинцы обнаружили, что самолет до Египта пуст (полицейские должны были переодеться экипажем), они запаниковали. Снайперы-любители испугались, что те начнут убивать заложников, и открыли огонь. Перестрелка длилась полтора часа, за которые палестинцы забросали гранатами вертолеты со связанными спортсменами. Погибли все 11 заложников.

Резня в Маалоте

Следующий провал случился в самом Израиле через 2 года. 14 мая 1974 г. группа из 102 старшеклассников, находящихся на экскурсии в Западной Галилее, заночевала в школе города Маалот. Чуть раньше через границу с Ливаном в страну проникли трое террористов, которые успели убить несколько человек. Власти об этом знали, но экскурсию не отменили.

Ночью террористы захватили школу. В суматохе некоторым школьникам удалось бежать, но 85 подростков и четверо взрослых попали в заложники. Их согнали в один класс, который боевики успели заминировать 8 килограммами взрывчатки.

Переговоры результатов не дали, на 17.00 следующего дня был назначен штурм. Предполагалось, что снайперам удастся «снять» двух из трех палестинцев. В итоге удалось легко ранить только одного. Когда штурмовая группа попыталась ворваться через дверь, ее встретил и задержал плотный огонь. Террорист, оставшийся в комнате с заложниками, стал стрелять. Пока его не убили, он успел кинуть в толпу подростков гранату.

Операция продолжалась меньше минуты, но стоила жизни 18 школьницам, 4 школьникам и троим взрослым. И это при том, что бомба в классе так и не сработала. 

Из бойни в Маалоте Израиль сделал вывод: в тех случаях, когда захвачены дети, переговоры малоэффективны. Нужен скорейший штурм, даже если он сопряжен с риском для жизни заложников. 

Неизвестно, знали ли об этих рекомендациях те, кто руководил операциями по освобождению заложников в театральном центре на Дубровке (Москва, 2002 г.) и школе № 1 в Беслане (Северная Осетия, сентябрь 2004 г.). Переговоры в обоих случаях велись. В Москве из 916 заложников погибли 130. В Беслане из 1128 — 333.