«Он победит». Как Ельцин представлял Клинтону своего преемника

Российской-американская встреча на высшем уровне. © / Фото: Владимир Родионов / РИА Новости

Речь идет о публикации расшифровки телефонных переговоров между президентами России и США Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном, которые имели место осенью 1999 года.

   
   

Новый премьер-министр против террористов

Данные расшифровки были опубликованы на сайте президентской библиотеки Билла Клинтона.

Напомним, 9 августа 1999 года Ельцин отправил в отставку главу правительства России Сергея Степашина. Исполняющим обязанности премьер-министра стал Владимир Путин, занимавший до этого посты директора ФСБ и секретаря Совета безопасности России.

Назначение Путина происходило при весьма драматических обстоятельствах. За два дня до этого отряды террористов под руководством Шамиля Басаева начали вторжение в Дагестан. Путин в качестве главы правительства возглавил операцию по разгрому боевиков, которая была успешно завершена к середине сентября 1999 года.

Решительные и успешные действия Путина против террористов способствовали стремительному росту популярности до этого мало кому известного политика.

«Я в нем уверен»

Но еще до этих успехов, прямо в день назначения на пост главы правительства, Ельцин в телеобращении к россиянам назвал Путина своим преемником: «Нельзя забывать и том, что ровно через год будут президентские выборы. И сейчас я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХI веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности, директор ФСБ — Владимир Владимирович Путин... Я в нем уверен. Но хочу, чтобы в нем были также уверены все, кто в июле 2000 года придет на избирательные участки и сделает свой выбор. Думаю, у него достаточно времени себя проявить».

«Я убежден, что вы сочтете его высококвалифицированным партнером»

Первая из бесед, в которой Ельцин представляет Биллу Клинтону Путина в качестве своего преемника, произошла 8 сентября 1999 года — то есть через месяц после того, как эта информация была оглашена публично. Так что представление было не раскрытием некоей тайны, а лишь формальным шагом.

   
   
Владимир Путин и Билл Клинтон. Фото: РИА Новости/ Сергей Величкин

«Мне понадобилось много времени, чтобы обдумать, кто может стать следующим российским президентом в 2000 году. К сожалению, тогда я не мог найти ни одного кандидата из действующих людей. В конце концов я наткнулся на него, это Путин, — говорит Ельцин. — Я выяснил, что он надежный человек, который хорошо осведомлен о том, что находится в его сфере ответственности. При этом он обстоятельный и сильный, очень общительный. И он легко может устанавливать хорошие отношения и находить контакт с партнерами. Я убежден, что вы сочтете его высококвалифицированным партнером. Я уверен, что его поддержат как кандидата в 2000 году. Мы работаем над этим».

В ответ Клинтон замечает, что у него «были хорошие контакты с господином Путиным» и он с нетерпением ждет новой встречи.

«Он демократ и знает Запад»

Собственно, с этой новой встречей, где Путин должен был предстать перед главой США в новом качестве, и была связана беседа 8 сентября 1999 года. Встреча Путина и Клинтона состоялась четыре дня спустя, 12 сентября 1999 года на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Окленде.

Вторая телефонная беседа между Клинтоном и Ельциным, в которой зашла речь о преемнике, состоялась 19 ноября 1999 года. Президент США спрашивает российского коллегу, кто одержит победу на выборах. «Путин, конечно. Он будет моим преемником. Он демократ и знает Запад», — уверенно заявляет Ельцин.

«Он очень умен», — замечает в ответ Клинтон.

Ельцин говорит еще более уверенно: «Он жесткий. У него есть внутренний стержень. Я сделаю все возможное, чтобы он победил, — на законных основаниях, конечно. И он победит... Он продолжит выбранное мною направление в демократии и экономике и расширит контакты России. У него есть энергия и ум, чтобы добиться успеха».

Мюнхенская речь была впереди

Судя по всему, кандидатура Путина на тот момент не вызывала в Вашингтоне особого беспокойства. Это вполне объяснимо, поскольку первые годы своего президентства Владимир Путин и в России, и за ее пределами оценивался как вполне прозападный политик. До легендарной речи в Мюнхене, которая сегодня считается поворотным моментом во внешней политике России, было еще далеко.

Пост президента России Владимир Путин занял раньше, чем это предполагали те, кто рассматривал его в качестве преемника. 31 декабря 1999 года Борис Ельцин произнес историческую речь со словами: «Я устал, я ухожу». Досрочная отставка Ельцина привела к тому, что Путин стал и.о. президента России, а новые выборы, запланированные на лето 2000 года, были перенесены на март.

26 марта 2000 года, набрав 52,94 процента голосов в первом туре выборов, Владимир Путин стал полноправным президентом Российской Федерации.