Ода нацисту. Зачем в Испании воспевают летчика, бомбившего Ленинград?

Ганс-Ульрих Рудель, 1945 г. © / Commons.wikimedia.org

​Процесс реабилитации нацизма в современной Европе отнюдь не ограничивается Украиной и странами Прибалтики. Воспевание тех, кто воевал на стороне Гитлера, становится мейнстримом в Старом Свете.

   
   

Удар по линкору

Журналист испанского издания ABC Мануэль Вильяторо в качестве героя своего материала выбрал гитлеровского летчика Ганса-Ульриха Руделя. Испанца восхищает вся военная карьера немца, но особо он выделил атаку пилота-бомбардировщика на советский линкор «Марат».

Построенный еще в царские времена линкор, изначально носивший имя «Петропавловск», участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне, а также советско-финской войне 1939-1940 годов. Во время Великой Отечественной войны «Марат» был включен в систему обороны Ленинграда, вследствие чего превратился в приоритетную цель для гитлеровской авиации.

В результате налета 23 сентября 1941 года попавшая в носовую часть бомба вызвала детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнув в воду. Жертвами гитлеровского удара стали 326 человек, включая командира линкора и его старшего помощника. В результате повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды, был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.

Линкор «Марат». Фото: Commons.wikimedia.org

Тем не менее к ноябрю 1942 года работоспособность линкора была восстановлена.

«Даже новичок смог бы попасть в цель»

Ганс-Ульрих Рудель считается самым результативным пилотом пикирующего бомбардировщика Ю-87 в годы Второй мировой войны. Согласно официальным данным люфтваффе, Рудель совершил 2530 боевых вылетов (наибольшее количество среди пилотов Второй мировой войны). По словам самого Руделя, он уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 519 танков, 800 автомашин, 150 артиллерийских орудий, 70 десантных лодок, 9 самолетов, 4 бронепоезда, несколько мостов, крейсер, лидера эсминцев «Минск», а также повредил линкор «Марат».

Испанский журналист откровенно смакует воспоминания Руделя об атаке на линкор «Марат», цитируя слова немца: «Уже вижу „Марат“ через прицел, он просто огромный. Все его пушки направлены прямо на нас, и создается впечатление, что мы несемся на стену из огня... Центр корабля появляется точно в моем прицеле, и мой старый добрый Ju-87 продолжает свой курс, не колеблясь; даже новичок смог бы попасть в цель. Этот линкор просто огромный! По палубе бегают матросы, поднося снаряды. Я прижимаю большой палец к кнопке пуска и спустя долю секунды отчаянно дергаю рычаг... Скорость растет очень быстро, перед глазами стоит пелена, все помутилось, и я потерял представление о происходящем, но вскоре пришел в себя».

   
   

По версии испанского журналиста, немец уничтожил «бронированного монстра Сталина». «В итоге, чтобы избежать позора из-за потери одного из своих самых знаковых кораблей, Советский Союз после Второй мировой войны переименовал линкор „Марат», — утверждает автор материала.

Действительно, линкор был переименован, однако дело было не в каком-то мифическом позоре: ему вернули имя «Петропавловск».

Бомбардировщик Ju-87G Ганса-Ульриха Руделя. Фото: Commons.wikimedia.org

Нацист до последнего вздоха

Рассказывая о летчике, автор статьи умолчал о том, что Рудель был убежденным нацистом и никогда не раскаивался в содеянном. После освобождения из американского плена он некоторое время провел в Германии, а затем эмигрировал в Аргентину, где стал близким другом и доверенным лицом президента страны Хуана Перона и диктатора Парагвая Альфредо Стресснера.

Им была создана организация помощи бывшим деятелям Третьего рейха, укрывавшимся от правосудия.

В своих книгах летчик-нацист называл нападение на Советский Союз «крестовым походом ради всего мира». Кроме того, он выражал готовность вновь бомбить города. 

Рудель, приезжая в ФРГ, не скрывал крайне правых взглядов, с которыми даже пытался пробиться в Бундестаг, однако времена поменялись: никакой поддержки у соотечественников нацист уже не находил. Умер летчик-бомбардировщик в 1982 году в возрасте 66 лет.

Рудель, до последних дней публично говоривший о своей преданности идеям Гитлера, участвовавший в бомбардировках не только военных целей, но и гражданских объектов, ни в чем не раскаялся. Казалось бы, упоминание такой фигуры в положительном ключе недопустимо, но сегодня в Европе действует своя логика, согласно которой деяниями нацистов можно восхищаться, если речь идет о действиях против СССР.

Воспевание «Голубой дивизии»

Это не первый случай воспевания Третьего рейха и его союзников в современной испанской прессе. В 2019 году все то же издание ABC опубликовало материал журналиста Сесара Серверы под названием «Последняя битва „Голубой дивизии“: как испанцы остановили 38 батальонов Сталина».

«4500 легковооруженных испанцев в условиях мороза с честью отразили наступление 45 000 человек и 80 танков, отправленных Красной армией на штурм Красного Бора», — писал автор.

«Голубая дивизия», она же 250-я дивизия испанских добровольцев, была отправлена испанским диктатором Франко на Восточный фронт по настоянию Гитлера. Начиная с 1942 года «Голубая дивизия» принимала участие в блокаде Ленинграда.

Автор материала счел нужным привести оценки испанских солдат, которые давал все тот же Гитлер. По мнению фюрера Третьего рейха, испанцы были храбры и неустрашимы, но при этом совершенно недисциплинированны. Несмотря на последнее, Гитлер заявлял, что счастлив иметь их в рядах вермахта.

«Голубая дивизия». Фото: Commons.wikimedia.org

Эпизод, которому посвящен материал, произошел во время Красноборской операции, являвшейся частью плана «Полярная звезда», в соответствии с которым советское командование намеревалось окружить и полностью разгромить группу армий «Север».

Замысел этот обернулся крупной неудачей. Под Красным Бором войска 55-й армии Ленинградского фронта в феврале 1943 года столкнулись с испанской «Голубой дивизией», а также с полицейской мотопехотной дивизией СС.

В первые дни наступления, начавшегося 10 февраля 1943 года, части 55-й армии сумели продвинуться вперед на 5 километров. Однако подразделения «Голубой дивизии», несмотря на большие потери, сумели закрепиться южнее Красного Бора и по берегу реки Ижоры и, оказывая ожесточенное сопротивление, продержаться до подхода подкреплений, переброшенных гитлеровцами с других направлений.

Скоро дойдет и до оправдания Хатыни?

«Красная армия расширила территорию примерно на 6 километров, — писал автор материала в АВС. — Потери испанцев — 1125 погибших, 1036 раненых и 91 пропавший без вести. Но победа Сталина получилась ничтожной из-за потерь: он потерял от 7000 до 9000 человек из-за отчаянного сопротивления дивизии... Амбициозная „Полярная звезда“ провалилась из-за высокой стоимости захвата Красного Бора у испанцев».

Надо сказать, что выход материала о «Голубой дивизии» в ABC вызвал у многих испанцев волну возмущения. Они заявляли, что какое бы то ни было воспевание тех, кто воевал на стороне Гитлера, возмутительно.

Прошло два с небольшим года, и теперь испанские журналисты восхищаются «подвигами» уже непосредственно гитлеровцев, причем не абы каких, а не раскаявшихся в содеянном до самой смерти.

Европейский взгляд на нацизм развивается так, что в очень недалеком будущем мы рискуем узнать, что сожжение Хатыни — оборонительная мера, а уничтожение миллионов советских граждан — всего лишь стечение обстоятельств. Да и вообще, «эти русские сами виноваты». В отношении современности негативное отношение к России в Европе уже привито, теперь осталось то же самое проделать с историей. И, как видим, процесс идет вовсю.