18 октября 1942 года гитлеровцами было уничтожено Брестское гетто.
Жители западных регионов Советского Союза в годы войны пережили оккупацию, продлившуюся более трех лет. Трех страшных лет, полных тягот, лишений и горя. Люди выживали, как могли, надеясь на лучшее.
Но те, кто принадлежал к еврейскому народу, лишены были даже права на надежду. Гитлеровцы с первых дней своего пребывания на захваченных территориях запускали в отношении евреев программу уничтожения.
Застигнутые врасплох
Единственный шанс на спасение был в бегстве — надо было уходить вместе с отступающими частями Красной Армии.
Но у евреев, живших в белорусском Бресте, не было и этого шанса — нацисты заняли город уже в первый день войны, 22 июня 1941 года.
К моменту гитлеровского вторжения в Бресте проживало около 22 тысяч евреев, что составляло около 40 процентов от населения города. С 1939 года жили здесь и около 10 тысяч евреев, бежавших с территории Польши, захваченной немцами. Около половины из них затем уехали дальше на восток. Те, кто остался, жили надеждой на скорое возвращение домой, в Польшу.
Когда отгремели бои за Брест, немецкие власти отдали распоряжение евреям города носить повязки с шестиконечной бело-красной звездой. Им запрещалось ходить по тротуару, движение разрешалось только посередине улицы. Город был фактически поделен на две части — жителям других национальностей запрещалось общаться с евреями, которых оккупанты подвергали все новым и новым унижениям.
«Мероприятия безопасности»: первые расправы
Но эти издевательства были лишь преддверием настоящего ужаса. 27 июня 1941 года в Брест прибыла айнзатцкоманда «7В» для проведения «мероприятий безопасности».
Под этими словами скрывалась операция по уничтожению части еврейского населения города.
Евреев обвинили в организации нападений на немецких военных. В связи с этим мужское еврейское население города в возрасте от 12 до 60 лет подлежало «отправке на принудительные работы в Германию».
Мужчин, пришедших добровольно, либо пойманных в ходе облав, на грузовиках везли на южную окраину города. Некоторые женщины, не желавшие расставаться с мужьями, также уезжали на грузовиках.
Пассажирам этих рейсов не суждено было доехать до Германии. На окраине города их ждала расстрельная команда.
Те, кого отправили первыми, не знали об уготованной им участи. Но затем слухи просочились, и несчастные понимали, что их везут на смерть. Вырваться удалось лишь единицам.
К концу июля 1941 года в Бресте были расстреляны около 5000 евреев.
За колючей проволокой
Глава оккупационной администрации Бреста Франц Бурат запретил населению что-либо покупать у евреев, и что-либо продавать им. От оставшихся в живых евреев Бурат раз в несколько дней требовал уплаты контрибуции. В ее счет изымались золотые вещи, серебро, меха, ткани, электроприборы, велосипеды.
Ограниченные в возможности добывать себе пропитание в Бресте, евреи уходили в ближайшие села, где работали портными, столярами, кузнецами. Если в городе, запуганные гитлеровцами, жители опасались общаться с евреями, то в деревнях к ним относились лояльнее, сочувствовали.
В декабре 1941 года подобная вольница завершилась — гитлеровцы объявили о создании в Бресте еврейского гетто.
За периметром из колючей проволоки, откуда евреев выпускали только на работы, оказалось, по разным данным, от 18 до 20 тысяч человек. Помимо жителей Бреста, в гетто свозили евреев из окрестных деревень и местечек.
После создания гетто был введён новый отличительный знак: евреи обязаны были носить на левой стороне груди и левом плече специальные круглые жёлтые нашивки, 10 см в диаметре.
Рабы Рейха
В гетто с самого начала наблюдались перенаселенность, недостаток продовольствия медикаментов, отсутствие качественной питьевой воды. Антисанитария и тяжелый труд на принудительных работах приводили к многочисленным заболеваниям и высокой смертности в гетто.
Подобные условия были частью немецкой программы истребления.
Юденрат — орган самоуправления евреев в гетто — делал все возможное, дабы сохранить жизни людей. Евреи усердно работали на самых тяжелых местах, в частности, на разборе завалов Брестской крепости. Как рассуждали руководители юденрата, пока немцы получают от евреев выгоду, те не будут их уничтожать.
Полицейштандфюрер СС Фридрих-Вильгельм Роде признавал, что при минимальных затратах на жизнь гетто, от него есть большой доход. В связи с этим Роде даже выражал недовольство новым этапом истребления евреев в Бресте, говоря, что это принесет «страшный экономический ущерб».
К июню 1942 года на принудительных работах использовалось около 8000 человек — примерно 45 процентов о тех, кто жил в гетто к тому моменту.
При этом к концу лета 1942 года власти Бреста отметили, что производительность труда работников из гетто упала на 80 процентов. Причиной тому были голод, болезни и непосильные нагрузки на работах.
Ликвидация гетто
Последняя надежда покидала узников гетто. Бои шли далеко на Волге, и шансов на скорое освобождение не было. В гетто знали об акциях по уничтожению еврейского населения, которые проводят немцы в других населенных пунктов. Некоторые в отчаянии, не в силах больше ждать страшного конца, сами сводили счеты с жизнью.
Самые смелые и стойкие объединились в подпольную группу, готовившую восстание. Но вооруженное выступление не было подготовлено к моменту, как гитлеровцы приступили к истреблению узников Брестского гетто.
В ночь на 15 октября 1942 года гетто было окружено. На воротах гетто были установлены пулемёты. Город был оцеплен. Все хутора, расположенные недалеко от леса, были заранее сожжены, таким образом вокруг Бреста была создана «мёртвая зона», дабы те, кто попытается бежать, не смогли укрыться. Евреев выгоняли из домов на улицу с помощью собак, при оказании малейшего сопротивления — расстреливали на месте. Те, кто по своему физическому состоянию, не был готов к транспортировке, также были расстреляны на месте.
Остальных доставляли на станцию Брест и грузили в вагоны. Людей заталкивали настолько плотно, что многие погибали от давки и удушья.
Бронная Гора
Составы двигались в урочище Бронная Гора. Здесь еще с мая 1942 года шла подготовка к массовой расправе — были вырыты ямы длиной от 25 до 50 метров, шириной 10-12 метров, и глубиной 4 метра. Эта зона охранялась эсэсовцами.
Все вагоны подавались на железнодорожную ветку, которая проходила от центральной магистрали на 250-300 метров к ямам-могилам. На специально созданных площадках привезённым людям приказывали выгрузиться и раздеться догола. Голых людей гнали к ямам, заставляли спуститься вниз по лестнице и ложиться плотными рядами лицом в землю. Заполненный ряд расстреливали из автоматов, а сверху приказывали ложиться следующим жертвам — и так повторялось до полного заполнения ямы.
К 18 октября 1942 года большинство узников гетто погибли в урочище Бронная Гора, остальные были расстреляны в самом Бресте.
Часть большой трагедии
Тех, кто бежал из Бреста ранее, приютили партизаны. Молодые парни-евреи брались за оружие —мстить за замученных близких. Стариков, женщин, малышей прятали в семейном лагере, специально построенном партизанами.
Лишь единицам из большой довоенной еврейской общины Бреста удалось уцелеть. Все они потеряли самых близких людей — отцов, матерей, братьев, сестер...
Трагедия Брестского гетто — лишь одна из страниц истории массового уничтожения белорусских евреев гитлеровцами. Массовые убийства не прекращались вплоть до полного освобождения Белорусской ССР от оккупантов. Всего на территории республики нацисты создали около 330 гетто. Жертвами гитлеровцев стали в общей сложности около 800 тысяч евреев, проживавших в республике. Пережить войну удалось лишь каждому пятому.