Нулевая Мировая. Как борьба католиков с протестантами изменила Европу

«Битва при Лютцене, смерть короля Густава Адольфа 16 ноября 1632 года». Эпизод Тридцатилетней войны. Художник Карл Вальбом. © / Public Domain

24 октября 1648 года подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война.

   
   

Термин «Мировая война» обычно ассоциируется с XX веком, когда человечество пережило два глобальных конфликта, в которые были вовлечены десятки стран, а счет жертв исчислялся десятками миллионов человек.

Но масштабные войны случались в истории и раньше. Разразившуюся в XVII веке Тридцатилетнюю войну иногда называют «нулевой мировой», потому что по разрушительным последствиям она действительно напоминала конфликты XX века.

Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне

Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.

Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.

Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.

   
   

Выброшенные из окна

В июне 1617 года бездетный император Священной Римской империи Матвей (король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Наследник был воспитан иезуитами и считался фанатичным католиком. Это напугало чехов, в большинстве своем протестантов. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне собрались в Праге и обратились к императору с требованием прекратить нарушение религиозных прав протестантов. В мае было назначено проведение еще более представительного съезда протестантов, но он был запрещен императором.

В Праге 23 мая 1618 года протестантские дворяне во главе с графом Турном выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна в Пражском граде. Удивительным образом все трое избежали гибели. В историю это событие вошло под названием «Вторая пражская дефенестрация» — по аналогии с событиями 1419 года, положившим начало так называемым гуситским войнам.

События мая 1618 года обернулись карательным походом имперской армии в Чехию, с которого и началась Тридцатилетняя война.

Дефенестрация габсбургских наместников в Пражском Граде, 23 мая 1618 года

Борьба с переменным успехом

Принято выделять четыре периода Тридцатилетней войны: чешско-пфальцский (1618–1624), датский (1625–1629), шведский (1630–1635) и франко-шведский (1635-1648). Первые два периода сложились в пользу католиков, завершившись в 1629 года изданием Эдикта о реституции, который кардинально урезал права протестантов. Восстанавливались права католической церкви на всё имущество, секуляризованное протестантами с 1552 года — на протяжении жизней трёх поколений. Лишались прав и те, кто честно приобрёл церковные земли, конфискованные ранее. Католической церкви возвращались 2 архиепископства, 12 епископств и сотни монастырей. Эдикт аннулировал законность всех предыдущих решений в отношении церковных земель, утверждая право императора изменять законы и правовые акты по своему усмотрению.

Столь радикальные шаги не только заставили протестантов бороться за свои права с удвоенной силой, но и внесли брожение в ряды католиков, среди которых многие были сторонниками умеренных ограничений. В итоге в третьем и четвертом периодах войны протестантам удалось восстановить свои позиции.

Основу католического лагеря составляли государства, находившиеся под властью представителей различных ветвей Габсбургской династии, а также папский престол, Речь Посполитая. В лагере противников Габсбургов оказались не только протестанты. Например, туда иногда относят и Россию, чью войну с Польшей 1632-1634 годов порой считают частью «Тридцатилетней войны». Ряд государств, в первую очередь Франция, успели, исходя из своих государственных интересов, повоевать за обе стороны конфликта.

Битва на Белой Горе, (художник Питер Снайерс, 1620)

Мир на новых принципах и независимая Швейцария

Несколько попыток остановить войну не увенчались успехом в силу того, что, помимо религиозных вопросов, конфликт породил много территориальных претензий между различными монархами. Лишь в 1641 году были начаты переговоры, которые растянулись на семь лет. В 1648 году был заключен Вестфальский мир — первое в истории соглашение подобного рода, которое не только завершало боевые действия и устанавливало новые границы, но и закрепляло принципы мирного сосуществования. Эти принципы сегодня известны как «Вестфальская система международных отношений». Среди главных принципов:

  • приоритет национальных интересов;
  • принцип баланса сил;
  • приоритет государств — наций;
  • принцип государственного суверенитета;
  • право требовать невмешательства в свои дела;
  • равенство прав государств;
  • обязательство выполнять подписанные договоры;
  • принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях.

Среди многочисленных территориальных изменений стоит выделить признание в качестве независимого государства, не входящего в Священную Римскую империю, Швейцарской конфедерации, а также признание суверенитета Республики Соединённых Провинций Нидерландов, добившейся независимости как от Священной Римской империи, так и от Испании.

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (как кальвинистов, так и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio, вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

Восемь миллионов жертв

Последствия Тридцатилетней войны были чудовищными. Территории Центральной Европы, в первую очередь земли германских княжеств, подверглись опустошению. Общие потери на полях сражений, составившие около 700 тысяч человек, не шли ни в какое сравнение с жертвами, вызванными голодом и страшными эпидемиями. Всего за этот период в Европе погибли около 8 миллионов человек. Целые регионы пребывали в запустении. Районы, где боевые действия велись с наибольшим ожесточением, потеряли до 70 процентов населения. В экономике и демографии результаты Тридцатилетней войны сказывались более века.

Наемные армии, переведенные на самофинансирование, по сути, грабили местное население, зачастую не делая поблажек даже единоверцам. Считается, что и термин «мародерство» также возник во время Тридцатилетней войны.

Смотрите также: