«Не казню - греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком

Под руководством князя Владимира Русь объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей. © / CC BY-SA 3.0/Дар Ветер / Commons.wikimedia.org

В этом году исполняется 1000 лет с момента кончины святого князя Владимира - человека, крестившего Русь. И действовал он не «огнём и мечом», а исключительно личным примером. прежде чем что-либо требовать от подданных, он до неузнаваемости изменил собственную жизнь.

   
   

Крещению Руси в 988 г. предшествовало крещение самого князя, которое произошло в Херсонесе. Летопись сообщает, что накануне таинства молодой здоровый князь неожиданно полностью ослеп. И вновь обрёл зрение в крещальной купели. 

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Фото: Public Domain

Гарем распустил 

В древнем Херсонесе, что находится на территории современного Севастополя, сохранились каменные ворота, войдя в которые князь разделил свою жизнь на две части. В прошлой, языческой, остался гарем с сотнями наложниц и человеческие жертвоприношения. В новой, христианской, князь вёл благочестивую семейную жизнь с единственной законной женой Анной, творил милостыню, не брезговал разделять трапезу с нищими, приглашая их на свой двор. Тем же, кто по болезни не мог прийти, по его указанию на телегах развозили угощение. В какой-то момент князь даже отказался от смертной казни со словами «греха боюсь». Так изменила благодать Святого Духа некогда жестокого Владимира, которого по причине происшедшей перемены народ стал именовать ласковым князем и Красным Солнышком.

Согласно летописи в Херсонесе в крещальной купели прозревший Владимир воскликнул: «Теперь узнал я истинного Бога!» С того момента князь низвергал языческих идолов, которые ранее были возведены по его же указанию, а на их месте строил храмы. Он бескомпромиссно подводил черту под языческим прошлым Руси, и, вернувшись из Херсонеса в Киев, сказал подданным: «Кто не выйдет на Днепр креститься, тот мне - враг». И тысячи людей пришли на реку, чтобы принять веру, к которой отныне принадлежал их князь. Так, Херсонес (или Корсунь, как называли этот город славяне) и Киев стали для Руси теми святыми городами, с которыми был связан не просто личный выбор самого князя Владимира, но исторический выбор всего русского народа.

Крым, Древний Херсонес. На этом месте князь Владимир принял крещение. Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

Нашему современнику, археологу, кандидату исторических наук Сергею Беляеву, удалось определить храм, где крестился 28-летний Владимир. Поиски купели заняли 20 лет. «Древний Херсонес - это 44 гектара площади, на которой расположились 100 христианских храмов разных веков, - рассказал «АиФ» Сергей Беляев. - Во времена князя Владимира это была территория Византийской империи. Русские испокон веков проявляли к Херсонесу большой интерес, поскольку это морской порт, откуда открывался путь во все пределы огромной Византии. К тому же здесь добывали соль, которая очень ценилась (она и сейчас добывается в Крыму, в т. ч. и редкая розовая соль). В древнем Херсонесе был целый отдельный квартал, где жили русские.

Заняв Корсунь, князь Владимир совершил дерзкий поступок: попросил у византийского императора Василия II руки его сестры - принцессы Анны. И греки, беря в расчёт растущую мощь Руси, согласились, поставив условие - князь должен непременно принять христианство. Крещение князя Владимира с именем Василий в честь святого Василия Великого произошло, когда Анна со свитой прибыла в Херсонес. Там же, в Херсонесе, в кафедральном соборе Анну и Владимира обвенчали».

Решение князя креститься не было спонтанным. Согласно «Летописи временных лет» за несколько лет до похода на Корсунь Владимир задумался о выборе веры. Сердцем князь склонялся к православию. И утвердился в этом решении после того, как его послы съездили «на разведку» в Константинополь. Вернувшись, они рассказали: «Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере». Тогда же вспомнили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек». 

   
   
Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822. Фото: Commons.wikimedia.org

Бабушка князя Владимира, рано оставшаяся вдовой после убийства древлянами её мужа, киевского князя Игоря, плавала с посольством в Византию, где её крестил сам византийский патриарх. Однако единственный сын княгини Святослав жил и умер язычником.

Убийство сыновей 

И если сын не пошёл по стопам княгини Ольги, то это сделал её внук Владимир. Внутренний перелом произошёл в князе после одного из человеческих жертвоприношений Перуну. Жребий пал на юного Иоанна, который, как и его отец Феодор, исповедовал христианство. Отец отказался отдавать сына, в итоге оба погибли - их растерзала разъярённая толпа. Князю передали последние слова Феодора: «Боги ваши - суть дерево: нынче есть, а завтра сгниёт... Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звёзды, и луну, и солнце, и человека...» Став христианином, князь в знак покаяния воздвиг на месте убийства Феодора и Иоанна церковь.

Владимир сумел привить добродетель христианской любви своим младшим сыновьям Борису и Глебу, которым было суждено стать первыми святыми, канонизированными Русской церковью.

После кончины Владимира у него остались 12 сыновей. Старший, сводный брат Святополк, замыслил убить Бориса. Зная, что к нему подослан убийца, Борис не сопротивлялся, предпочтя исполнить заповедь Христа о любви, нежели восстать на брата. Затем Святополк убил и Глеба. Но старый закон о праве сильного не нашёл отклика в русском народе, принявшем православие. Святополка величали не иначе как «окаянный», а вскоре он сам погиб, и от его могилы исходил нестерпимый смрад. Мученический подвиг святых братьев не прошёл даром: согласно летописи «крамола на Руси прекратилась». 

Сыновей князя Владимира Русская церковь причислила к святым раньше, чем его самого. А Владимира канонизировали как равноапостольного - за распространение христианства на Руси.

«Православие стало стержнем российской государственности, - говорит Сергей Беляев. - Князь Владимир, будучи успешным военачальником, понимал, что на штыках единства не будет. Для единения нужны единая вера и единый дух. Именно сила духовного единства сделала Россию непобедимой страной, которую так никто и не смог покорить».

Князь правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет - будучи христианином. Стоит отметить, что князь Владимир принял из Византии православие не как вассал, а как равный. «Историки до сих пор строят разные версии, зачем князь пошёл на осаду Херсонеса», - говорит С. Беляев. Одна из версий гласит: решив принять православие, Владимир не хотел предстать перед греками в роли просителя. Показательно: не Владимир отправился в Константинополь, столицу Византии, для принятия крещения. Это к нему, в завоёванный Херсонес, приехали да ещё и привезли принцессу Анну. При этом само решение Владимира стать православным было продиктовано потребностью души, о чём свидетельствуют произошедшие с князем разительные перемены.

Внимательно присматриваясь к Крестителю Руси, становится ясно, что он был и недюжинным государственным стратегом. И на первое место ставил национальные интересы Руси, которая под его руководством объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.

Отмечая в этом году по всей стране на государственном уровне 1000-летие со дня смерти святого князя, мы отдаём дань тому, кто стоял у истоков величия нашего Отечества.