На приёме у врача. Спасли бы сегодня Кустодиева и Салтыкова-Щедрина?

Борис Кустодиев и Михаил Салтыков‑Щедрин. © / Public Domain

Михаил Салтыков‑Щедрин

Нет сомнения, что именно из-за болезней характер писателя изменился в худшую сторону, и Михаил Евграфович превратился в «обличителя пороков современности».

   
   

Несносный характер

По свидетельству современников, от раздражительности и вспыльчивости Михаила Евграфовича страдали все – домашние, сослуживцы, коллеги-литераторы. Но писателя можно понять – его постоянно мучили боли. Пока состоял на службе, он был вынужден на ногах переносить частые простуды, боли в области сердца и ревматические атаки, а лечили его провинциальные вятские врачи ваннами, прогреваниями и диетами.

После отставки ситуация изменилась: у него появилось свободное время на лечение. Лучшие столичные врачи направили его на курорт в Баден-Баден лечиться водами. 

Пляска святого Витта

Европейские врачи обнаружили у писателя «страдания сердца», «мозговое угнетение», «болезни печени» и ревматизм. Модное лечение молочной сывороткой и минеральными ваннами, а также хинин, йодистый калий и ртутная мазь не помогли, и Салтыков‑Щедрин возвращается домой. Доктора в России обращают особое внимание на странные подёргивания мышц и психическую нестабильность писателя и ставят диагноз «пляска святого Витта», так тогда называли все виды хореи – заболевания, которое проявляется внезапными движениями. Этот недуг может быть наследственным или вызван инфекциями, травмами головного мозга, сосудистыми патологиями…

   
   

Умер Щедрин от «мозгового удара» (инсульта).

Современный подход

Лечат хореи нейролептиками, антибиотиками (если причина болезни – инфекция), гормонами, сосудорасширяющими и седативными средствами. Применяют физиотерапию. Пока медицина перед этим заболеванием бессильна, но облегчить состояние больного может.

Борис Кустодиев

Последние пятнадцать лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу и писать картины мог только лёжа. Но именно в этот период появились самые жизнерадостные его полотна.

Лечение солнцем

В 1909 году художник стал замечать, что по утрам у него сильно болит рука. Помогали многочасовое лежание в одной позе, укутывание руки в тёплый платок. Потом боль стала сильнее и распространилась на область шеи, возникли головные боли, которые часто сопровождались рвотой.

Диагноз доктора шокировал – туберкулёз шейного отдела позвоночника. Почти сразу же Кустодиев с женой и сыном поехали в Швейцарию, в клинику, которой руководил известный фтизиатр О. Ролье. Он подтвердил диагноз и назначил солнечные ванны и ношение корсета от поясницы до подбородка, но желаемого улучшения это не принесло.

Руки или ноги?

В конце концов художник попал к немецкому неврологу Г. Оппенгейму. Тот первый заговорил об опухоли спинного мозга и настоял на операции. В ноябре 1913 года в Берлине Кустодиеву под общим наркозом была удалена опухоль первых двух шейных позвонков, но неудачно – не полностью. Тем не менее боли исчезли, и художник возвращается в Петербург.

Но очень скоро состояние его ухудшается. И в 1916 году профессор Л. А. Стуккей проводит в Петербурге вторую операцию, во время которой он понял, что придётся перерезать нервные окончания, чтобы добраться до опухоли. Послали спросить жену, где сохранить чувствительность – в руках или в ногах? Она ответила – в руках, понимая, что Кустодиев без работы жить не сможет.

В начале 1923 года, вероятно, начался рецидив опухоли и стало ясно, что опять необходима операция. Но и она не принесла облегчения, и в 1927 году художник получает разрешение советского правительства на поездку в Германию для лечения. Этой же зимой Кустодиев простудился и умер от пневмонии.

Современный подход

Лечение таких опухолей всегда оперативное. После операции необходима серьёзная реабилитация: ЛФК, массаж. В дальнейшем – регулярные повторные курсы восстановительной терапии в условиях стационара. Прогноз благоприятный.