В фильме «Александр Невский» на вече в Новгороде раненый псковский воин обращается к народу: «Братья-новгородцы! Немец Псков взял и на вас идет. Ратных людей бьют, что мечи против немцев подняли. Кого с мечом поймали, бьют за меч, кого с хлебом — за хлеб. Матерей да жен истерзали за сынов и мужей. Кто вскрикнул, бьют за крик, кто смолчал, бьют за молчание. На немецких воевод Русь расписывают!» Действительно ли всё было так или это преувеличение, которое допустил режиссер ради большего эффекта?
За что критиковали Эйзенштейна?
Режиссёр Сергей Эйзенштейн и сценарист Пётр Павленко, работая над фильмом, несколько раз подвергались серьёзной критике со стороны профессионального сообщества историков. В частности, академик Михаил Тихомиров даже опубликовал статью «Издёвка над историей», где разгромил первоначальный вариант сценария. Эйзенштейн и Павленко критику учли, так что окончательный вариант, по которому и был снят фильм, в общем и целом соответствует исторической правде.
Особенно эпизод с выступлением на вече раненого псковского воина. В нём нет ни капли пропаганды — всё сказанное верно. Причём практически дословно. Такое впечатление, что сценариста обязали ознакомиться с одним весьма интересным историческим источником и заставили воспроизвести основные его положения.
Более того, этот источник никоим образом нельзя упрекнуть в прорусской пропаганде. По той простой причине, что он создан на противоположной стороне. «Рифмованная Ливонская хроника» была написана примерно через 40 лет после Русско-Ливонской войны 1240-1242 гг., и её автор, судя по всему, пользовался не только архивами Ливонского Ордена, но и воспоминаниями непосредственных участников тех событий.
Вот как эта хроника описывает нападение Ордена на русские земли, захват Изборска и Пскова: «В русской земле повсюду начался великий плач. Кто защищался, тот был убит. Кто бежал, тот был настигнут и убит. Кто сложил оружие, тот был взят в плен и убит. Русские думали, что они все погибнут. Леса и поля звенели от горестных криков».
Так что, описывая зверства захватчиков, псковский воин не порет отсебятину, а фактически повторяет слова самих захватчиков, и придраться тут совершенно не к чему — всё так и было.
Мир оказался обманом
Но, быть может, он преувеличивает опасность, грозившую Русской земле? Может быть, «братья-рыцари» действительно хотели только обложить русские земли данью, а потом уйти восвояси? Может быть, слова «на немецких воевод Русь расписывают» — не более чем полемический перегиб?
Снова нет. Псковитянин скорее даже преуменьшил степень опасности, поскольку Ливонская хроника свидетельствует: «Братья-рыцари разбили свои палатки перед Псковом. Многие рыцари и кнехты хорошо заслужили в здешних сражениях своё право на лен». Леном в немецкой традиции называется участок земли, который король жалует дворянам за службу. Так что «Русь расписывают» даже не на воевод, а на рядовых «братьев-рыцарей».
Кстати, такой вот псковитянин пришёл в Новгород не один — спасаясь от зверств немцев, очень многие бежали в новгородские пределы и, судя по всему, говорили одно и то же.
Верно и то, что Новгород не сразу поверил тому, что «немец на вас идёт». В фильме какой-то богатей возражает псковитянину: «У нас с немцем мир подписан!» Правда, в кино его подголоскам дают пинка, и вече завершается криками: «Звать Александра Ярославича! Звать Невского!»
В реальности это произошло чуть погодя, когда немцы показали, что им плевать на какие-то там мирные договоры. Зимой 1241 года началось вторжение в новгородские пределы — был взят городок Тёсов, опустошены и разорены земли по реке Луге, в Копорье немцы решили возвести крепость, а вторжение в целом затихло всего лишь за 30 вёрст от самого Новгорода. Впрочем, было понятно, что это только временная передышка. И вот тогда только крики «Звать Александра!» раздались по-настоящему и обрели форму официального призыва князя. Ну а что было дальше, всем известно. Ледовое побоище и позор Ордена.