На кончиках пальцев. Зачем нужны папиллярные узоры

Чувствительно!

Бороздки на подушечках пальцев имеются не только у людей. Но и, например, у человекообразных обезьян. Правда, у приматов пальцы украшены параллельными линиями, поэтому опознать орангутанга или гориллу по отпечаткам пальцев вряд ли удаст­ся – узоры практически одинаковы. А вот отпечатки пальцев коал очень похожи на человеческие. Даже опытные эксперты подчас не могут с первого взгляда распознать, чей отпечаток перед ними: человеческий или медвежий.

   
   

Зачем нужны отпечатки пальцев? Первоначально учёные предполагали, что бороздки на коже помогают нам крепче удерживать предметы в руках, создавая подобно протектору на автомобильных шинах хорошее сцепление между рукой и зажатой в ней вещью. Однако впоследствии эту теорию отвергли. Серия экспериментов показала, что, если бы подушечки наших пальцев были абсолютно гладкими, захват был бы сильнее.

И тогда учёные создали новую теорию о предназначении папиллярных узоров, которая полностью подтвердилась. Оказывается, линии и завитки на пальцах улучшают осязание. Когда мы проводим пальцем по поверхности, узоры создают особые вибрации, которые помогают лучше ощущать текстуру предмета. А круги и завитки, созданные из бороздок, приводят к тому, что часть линий на пальцах всегда будет параллельна поверхности предмета при соприкосновении с ним. Такая структура отпечатков усиливает осязательные способности.

Почему они разные

Отпечатки пальцев формируются ещё до рождения, примерно на 9–10‑й неделе внутриутробного развития. Рисунок на пальцах определяется ДНК, однако на него влияют не только гены. Ведь у однояйцевых близнецов отпечатки пальцев хоть и похожи, но всё же уникальны. Учёные полагают, что на формирование узора влияет положение эмбриона, его артериальное давление, скорость развития и некоторые другие факторы, которые просто не могут совпасть у разных людей. Именно поэтому каждый из нас обладает неповторимым рисунком на подушечках пальцев. Впрочем, действительно ли неповторимым? Ведь исключить теоретическую возможность наличия людей с одинаковыми отпечатками нельзя. Математики подсчитали, что вероятность такого совпадения имеется, однако она ничтожно мала и составляет примерно 1 шанс на 64 миллиона. Этим успешно пользуются криминалисты, ведь отпечатки пальцев помогают идентифицировать личность преступников.

Стереть личность

Идею об уникальности отпечатков пальцев выдвинул англичанин Уильям Гершель в 1877 году. Он служил в британской администрации в Индии (в ту пору Индия была колонией Великобритании), и по долгу службы ему приходилось иметь дело с договорами, на которые индусы вместо подписи ставили отпечаток пальца. Тогда Уильям заметил, что отпечатки всегда отличаются друг от друга. И это сослужило Гершелю неплохую службу. Индийские солдаты нередко жульничали: для европейского глаза лица индусов очень похожи, да и их имена частенько повторялись, поэтому наёмники приходили за жалованьем несколько раз подряд, утверждая, что денег они не получали. После того как Гершель заставил солдат ставить отпечаток пальца в ведомости на получение жалованья, обману был положен конец.

А уже в начале ХХ века британская полиция начала проводить дактило­скопию для опознания преступников. С тех пор у криминальных личностей настали тяжёлые времена, ведь отпечатки пальцев могли выдать их в любую минуту. Поэтому преступники, засветившие свои пальчики в полицейских картотеках, всеми силами старались избавиться от узоров на подушечках пальцев.

Известны случаи, когда кожу на пальцах просто срезали. Однако выяснилось, что после заживления ран на пальцах появляются точно такие же отпечатки, что и раньше.

   
   

Известный в 30‑х годах ХХ века американский гангстер Джон Диллинджер, чтобы скрыться от стражей закона, сделал себе пластическую операцию и попытался вытравить отпечатки пальцев кислотой. Но, когда полицейские застрелили Диллинджера, его личность окончательно установили именно по отпечаткам – кислота не растворила уникальные узоры.

Другой американский грабитель придумал ещё более экзотический способ обмануть полицию – он сделал операцию по пересадке кожи. Донором выступил он сам – кожа была взята с груди преступника и пересажена на подушечки пальцев. Однако даже это не помогло – спустя несколько месяцев кожа на пальцах обновилась и предательские линии проступили вновь! А способа обмануть дактило­скопическую экспертизу не существует и по сей день.

Смотрите также: