«Мы накануне грандиозного шухера». Почему Попандопуло боялся Котовского?

Михаил Водяный. © / Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке», 1967 г.

Фильм «Свадьба в Малиновке» у большинства из нас ассоциируется прежде всего с самым колоритным героем — красные галифе, рваная тельняшка, развинченная походка, которую потом будет копировать Джонни Депп, исполняющий роль пирата Джека Воробья... Да, узнавание стопроцентное. Разумеется, это он — Попандопуло, «министр финансов» и адъютант «пана Грициана Таврического».

   
   

Чой-то он такой нервный?

Этот персонаж, сыгранный актером Михаилом Водяным, всё время оттягивает на себя внимание, местами даже заслоняя других героев кино, снятого по одноимённой оперетте Бориса Александрова. И потому есть резон приглядеться к нему попристальнее. В частности, попытаться понять — почему же это Попандопуло, занимающий немаленькую, в общем-то, должность адъютанта главаря банды, которая контролирует серьёзную территорию, ведёт себя настолько нервно?

В 1919 году, а именно тогда происходит действие оперетты и фильма, люди в таком статусе, как правило, не имели причин беспокоиться. Скажем, адъютант Нестора Махно Лев Зиньковский, больше известный как Лёва Задов, производил впечатление скорее грозное. И меньше всего был похож на человека, который чего-то боится.

А вот Попандопуло боится постоянно, и весь его кураж — не более чем ширма, призванная хоть как-то заслонить беспокойство и неуверенность. Чего же он боится? Красных?

Как ни странно — нет. Человек с его обаянием и умением втираться в доверие теоретически может объехать на кривой козе и красных. Между прочим, Попандопуло, несмотря на всю свою комедийность и шутовство, весьма ловко обращается с оружием. Помните, как он, вроде бы кривляясь, убегает от ножа, которым ему угрожают? «Убери ножичек! Сделаешь дырку — потом не запломбируешь!» И тут же молниеносно, почти по-ковбойски, выхватывает револьвер, обезоруживает противника и навязывает ему свои правила игры.

Так что шансы не просто уцелеть, но даже выиграть у Попандопуло при встрече с красными достаточно велики. Если это будут, конечно, абстрактные «красные».

Что там за «карточный расклад»?

Однако фокус в том, что Малиновке угрожают не какие-то абстрактные, а вполне конкретные красные — части Григория Котовского. И это принципиально меняет расклад.

   
   

Дело в личной истории Попандопуло. Да, о ней в фильме почти не рассказывают. На первый взгляд, всё, что мы знаем, — это слова самого героя: «До войны имел много специальностей, за что и состоял на особом учёте в Одесском уголовном розыске».

Ну, для начала и это уже немало. Такая серьёзная контора, как Одесский уголовный розыск, не ставила на учёт всякую шантрапу и мелочь. Стало быть, Попандопуло успел чем-то как следует отличиться и даже приобрести в глазах этой конторы некий авторитет. Чем же именно?

На протяжении действия фильма герой Михаила Водяного несколько раз засвечивает татуировки, сделанные у него на груди. Их можно не только заметить, но и подробно рассмотреть. Это карты. Конкретно — три туза веером. Крестовый, бубновый и пиковый. По сути, они раскрывают личность Попандопуло не хуже погон или армейских шевронов.

Крестовый туз. Означает, что его носитель был в тюрьме признанным авторитетом, с прошлым завязал, но корни свои помнит.

Бубновый туз. Обозначает «профиль» носителя. Это авантюрист и мошенник, способный на лихой подлог, дерзкую подставу и специализирующийся на обмане. Что, кстати, отчасти открывает и сам Попандопуло. Помните, как он пытается выторговать серебряный крест? «Хочешь сто мильонов? На тебе сто мильонов. Да бери усе, я себе ещё нарисую...» Так что Попандопуло как минимум промышлял изготовлением фальшивых денег.

И, наконец, пиковый туз. Обозначает «вора в законе». В принципе, матёрый фальшивомонетчик мог претендовать на этот статус. Но помните куплеты Попандопуло? Те самые, что ушли в народ. «На морском песочке я Марусю устрэтил...» Там есть совершенно чёткая отсылка к ещё одной его криминальной специальности: «Вдруг патруль, облава, заштормило море...»

С кем боролся Котовский?

Облавы в Одессе и городском округе устраивали в надежде накрыть контрабандистов. А кто занимался этим делом? Ответ даёт советский поэт Эдуард Багрицкий: «По рыбам, по звёздам проносит шаланду. Три грека в Одессу везут контрабанду...» Фамилия Попандопуло — греческая. И, стало быть, наш герой — действительно крупный криминальный авторитет, подвизающийся сразу в нескольких областях.

На вора в законе Попандопуло вроде бы и не похож. Однако это как посмотреть. Да, ведёт он себя явно неподобающе такому статусу. Но ведь и ситуация форс-мажорная. При заполошном крике: «Котовцы! Котовцы напали!» он наворачивает на себя бабий платок и бежит. И правильно делает, потому что Григорий Котовский миндальничать с криминальным авторитетом не стал бы — это и к гадалке не ходи.

Уголовников Котовский терпеть не мог. А криминальную иерархию считал отвратительной, презирал и ломал об колено: «Там, где появлялся Котовский, прекращались грабежи арестантов и поборы со стороны „бродяг“. В 1908 году в Николаевской каторжной тюрьме Котовский отменил так называемый налог „на камеру“ в пользу тюремной уголовной верхушки...» После революции он обращается к криминальному миру: «Нам надо подняться, получить доверие и освободиться. Никому от этого опасности нет, мы хотим бросить своё ремесло и вернуться к мирному труду. Объединим всех в борьбе с преступностью. В Одессе возможна полная безопасность без полиции!» В короткое время команда Котовского действительно организует в Одессе отлов и ликвидацию самых видных преступных авторитетов...

Так что Попандопуло, скорее всего, — один из немногих, кто сумел тогда скрыться от этой акции. А теперь Котовский стал красным командиром. Но при этом не забыл своих старых счётов с уголовным миром. И слова Попандопуло «Чует моё сердце, что мы накануне грандиозного шухера» — это не пустой звук. Котовцы, в финале кино освобождающие Малиновку, — вот самый большой страх криминального авторитета Попандопуло.