Мы были первыми. Какие технические проекты из СССР превосходили западные?

Су-27. © / Википедия

35 лет назад, В 1985 г., началась эксплуатация сверхзвуковых тяжёлых истребителей Су-27. Сразу же после разработки этот самолёт установил 27 мировых рекордов, часть из которых не побита до сих пор. Были у советской авиации и другие поводы для гордости.

   
   

На крыло Россия встала ещё в 1885 г. — в государстве была создана Воздухоплавательная команда.

Правда, летали члены команды на воздушных шарах, пытаясь найти им применение в том числе и в военных целях. Однако уже к началу Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот — 250 самолётов. И самый большой бомбардировщик — «Илья Муромец». А уж потом счёт таких «самых-самых» пошёл на десятки: авиация, а потом космос были нашей особой гордостью. Самый длительный перелёт (его осуществили мужской экипаж Валерия Чкалова и женский Валентины Гризодубовой). Самый большой вертолёт в мире — Ми-12, поднимавший 30 тонн груза. А до него — «летающий вагон» Як-24, который поставил сразу два мировых рекорда. Следующий рекорд грузоподъёмности поставит уже Ми-26, самый крупный в мире вертолёт, выпускаемый серийно.

Всего же за семь десятилетий советской власти в стране было выпущено семь десятков образцов авиатехники. Многие из них успешно смогли вытеснить зарубежные модели. А легендарные Ту-134 и Ту-154 эксплуатировали до полного исчерпания ресурса. Поэтому возникает вопрос: такой ли «отсталой» была наша авиация и так ли надо было «хоронить» её в 90-е?

Атомный ледокол «Ленин». Фото: Commons.wikimedia.org

Прошло всего десятилетие после окончания Великой Отечественной, а в нашей стране уже начали строить атомный ледокол «Ленин». Это было первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол создавали для проводки судов по Северному морскому пути. «Ленин» проработал в Арктике 30 лет. В 1989 г. его вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе музей.

Паровоз ИС 20-16 (Иосиф Сталин). Фото: Public Domain

Самый скоростной и мощный паровоз довоенного времени ИС 20-16 (Иосиф Сталин). Разгонялся до 155 км/ч. В его разработке принимали участие авиационные инженеры из МАИ. Это была вершина развития паровозов серии ИС, разработка которых началась в 1930 г. Они значительно превосходили все дореволюционные и первые советские паровозы по мощности — до 3000 л/с. Но прироста по скорости сперва достичь не удавалось. Тогда паровозостроители привлекли специалистов, которые разрабатывали выгодные аэродинамические формы для самолётов. Те создали для ИС обтекатель, как на фото. Всего было выпущено более 600 паровозов этой серии.

Грузовой самолет АН 225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран». Фото: РИА Новости/ Игорь Костин

Самый крупный в мире транспортный самолёт Ан-225 «Мрия» с многоразовым космическим челноком «Буран» совершает перелет с космодрома «Байконур» в Киев для дальнейшей отправки на авиакосмический салон в Ле-Бурже (Франция), 1989 г. «Мрия» до сих пор остаётся самым большим и грузоподъёмным самолётом на свете — поднимает до 250 т. Ан-225 был построен в единственном экземпляре. Несмотря на 30 с лишним прошедших лет, этот самолёт до сих пор регулярно поднимается в воздух. Последний на сегодняшний день полёт был выполнен из Китая в Польшу для доставки оборудования для борьбы с эпидемией COVID-19.

   
   

«Мрия», построенная благодаря кооперации сотен предприятий, сегодня принадлежит Украине. Мощности, оставшиеся у этой страны к 2000-м гг., не позволяют возобновить производство.

М-4 на авиабазе Украинка, 2004 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Стратегический бомбардировщик М-4 авиаконструктора В. М. Мясищева проектировался в начале 50-х гг. параллельно с самолётом того же класса Ту-95. Только машина Туполева до сих пор составляет основу российской дальней авиации, а серийное производство М-4 ограничилось 32 единицами. Не повезло.

Ми-26Т. Фото: Commons.wikimedia.org

Крупнейший в мире серийно выпускаемый транспортный вертолёт Ми-26 пошёл в серию в 1980 г. Он до сих пор выпускается в Ростове-на-Дону на заводе концерна «Росвертол», изготовлено 318 единиц. Первоначально огромный вертолёт грузоподъёмностью 20 т предназначался для нужд ВВС, потом появились и гражданские версии. Ми-26 возил грузы и солдат в Афганистане, Карабахе, Таджикистане, Чечне и на других войнах. Его прекрасные характеристики сделали вертолёт желанным гостем в ВВС Китая, Алжира, Индии, Мексики, Венесуэлы...

На этой фотографии Ми-26Т везёт на внешней подвеске транспортирует бывший Ми-26НЕФ-М. Есть и другие фото — с судном на подводных крыльях «Ракета», с самолётами Су-7, Ту-134 или американским «коллегой» вертолётом CH-47, сбитым в Ираке.

Флагман космического флота «Космонавт Юрий Гагарин». Фото: Public Domain

Флагман космического флота (был у нас такой флот) «Космонавт Юрий Гагарин». Научно-исследовательское судно было вдвое больше «Титаника». Четыре параболические антенны весом 1000 т обеспечивали связь со всеми советскими космическими аппаратами — от спутников до автоматических межпланетных станций. Когда «Гагарин» был в море, оперативная группа Центра управления полётами вполне могла заменить собой весь ЦУП. Дальность непрерывного плавания составляла 20 тыс. морских миль. С 1971 по 1991 г. судно выходило в 20 экспедиций в Атлантический океан. После распада СССР «Космонавт Юрий Гагарин» достался Украине и был за бесценок продан на металлолом.

Разведывательный корабль «Урал». Фото: Public Domain

Советским военным морякам тоже было чем гордиться. Например, разведывательный корабль «Урал» был самым большим в нашей стране кораблём с ядерной энергетической установкой. Он нёс службу на Тихом океане.

Ту-104. Фото: Commons.wikimedia.org

В июне 1955 г. состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. До 1958 г. это был единственный реактивный лайнер в мире. Возможность постройки на базе бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолёта была заложена авиаконструктором А. Н. Туполевым ещё в самом начале проектирования. Ту-104 перестали летать в «Аэрофлоте» к 1978 г., военные отказались от них в 1981 г. В последний раз самолёт поднялся в воздух в 1986 г., чтобы перелететь в Ульяновск и стать там экспонатом музея.

Серийные самолеты «Ту-144» «Аэрофлота». Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин

Наша страна была единственной на планете, на 100% из собственных комплектующих производившей все типы самолётов. А "Аэрофлот" в 1976 г. стал первой в мире авиакомпанией, которая за год перевезла 100 млн человек. Всего же наши самолёты летали в 4000 населённых пунктов по стране и в аэропорты 100 зарубежных государств. О таких показателях нынешняя российская авиация может только мечтать. Да и цена авиабилета в те годы была порой сопоставима с ценой билета на междугородний автобус.

Ту-160. Фото: flickr.com/ cryogenic666

Ту-160 («Белый лебедь») — самый крупный и самым скоростной в истории военной авиации сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. На самолёте установлено 46 мировых рекордов. При сравнении Ту-160 с его ближайшим аналогом — американским стратегическим бомбардировщиком В-1В — бросается в глаза, что наша машина по всем показателям, кроме дальности, процентов на 10 лучше. Ту-160 был запущен в серию в 1984 г. А в 2018 г. принято решение о возобновлении производства этого уникального самолёта.

Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010). Фото: Commons.wikimedia.org

У нас строились летательные аппараты, которые на Западе даже не пытались повторить. Например, экраноплан «Лунь». Конструкция весом 544 т летала над водной гладью со скоростью 500 км/ч и несла противокорабельные ракеты «Москит». В конце 1980-х, когда был построен единственный «Лунь», считалось, что его основной целью будут американские авианосцы.

Ил-76. Фото: Министерство обороны РФ

Наша военно-транспортная авиация (ВТА) была одной из мощнейших в мире. К 1990 г. страна располагала 67 тяжёлыми транспортными самолётами (Ан-124 и Ан-22), почти 400 средними (Ил-76) и 125 лёгкими (Ан-12). В российской ВТА 23 тяжёлых, 200 средних и 30 лёгких транспортников.

МиГ-17 в Центральном музее Вооружённых Сил. Фото: Commons.wikimedia.org

4 июня 1965 г. истребитель МиГ-17 пролетел под Коммунальным мостом в Новосибирске на высоте 1 м над водой. Лётное происшествие имело широкий резонанс не только в нашей стране, но и за рубежом. После этого полёта летчика арестовали и хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но тогдашний министр обороны Родион Малиновский приказал вновь допустить его к полётам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в подмосковной Кубинке.

Будем жить надеждами

После распада СССР ситуация в авиационной промышленности сложилась, мягко говоря, неоднородная: где густо — где пусто.

Магомед Толбоев, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза:

— По боевым самолётам полный порядок — и свои ВКС обеспечиваем, и на экспорт поставляем. Та же ситуация с Военно-транспортной авиацией и с вертолётами. А вот с гражданскими самолётами проблема. А ведь ещё на памяти ныне живущих поколений те времена, когда вся страна летала на своих авиалайнерах. Да ещё и друзей по соцлагерю снабжали, и даже странам третьего мира хватало.

Президент Путин неоднократно высказывался о необходимости развития гражданского сектора авиастроения. На каждом, почитай, авиасалоне МАКС указы подписывал, что в производство необходимо запустить тот или иной самолёт отечественной разработки. Но как доходит до их реализации — всё в песок уходит! Помнится, в 2008 г. был подписан указ об объявлении города Жуковского национальным центром авиастроения. Ну, как Обнинск — первый по ядерным технологиям, так Жуковский — по авиационным. Что в итоге? У наукограда отобрали площадку, предназначавшуюся для орбитального корабля-ракетоплана системы "Буран", и построили на её месте международный аэропорт "Жуковский".

Из-за некомпетентности и алчности наших чиновников нет у нас сегодня гражданского авиастроения. Если бы не работа ФСБ, они бы и в военную авиацию щупальца запустили! К счастью, всё, что связано с оборонкой, у нас, как в советские времена, курируют чекисты.

А ведь есть у нас линейки блестящих коммерческих самолётов — Ту-414, Ту-334 и др. Я, как президент МАКС, их на каждом салоне выставляю, а толку... До смешного доходило: один раз, чтобы я не пробился к Путину, меня на собственном салоне лишили пропуска. Я президента должен по выставке водить, всё ему показывать — а пропуска нет! Представляете?! Но я надеюсь дожить до тех времён, когда удастся гражданскую авиацию вновь поднять на высоту.