Олимпиада-80 запомнилась советским гражданам не только выдающимися победами отечественных атлетов, но и жёсткими мерами безопасности, обострением международных отношений и внезапным изобилием диковинных продуктов и товаров. Что появилось вместе с Играми и что осталось после них? АиФ.ru собрал самые необычные примеры олимпийского наследия, характеризующие время.
Выражение «сослали за 101-й километр»
Собственно, сама репрессивная мера в виде запрета на проживание в пределах 100-километровой зоны вокруг Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик появилась в СССР ещё в 30-х годах ХХ века. Такому наказанию подвергались родственники осуждённых за контрреволюционную деятельность. Однако именно масштабная «чистка» Москвы накануне Олимпиады ввела это выражение в обиход.
Согласно секретному распоряжению 1970 года «О введении временных ограничений на въезд в г. Москву в период Олимпиады-80», высылке за 101-й километр подлежали неблагонадёжные (диссиденты) и антисоциальные элементы: люди без определённого места жительства, уличные попрошайки, наркозависимые и алкоголики, фарцовщики и проститутки.
Любопытный факт: принято считать, что в СССР не было организованной преступности, однако в июле 1980 года министр внутренних дел РСФСР Николай Щёлоков провёл неофициальную встречу с главарями советских банд, запретив им какую-либо деятельность в период Олимпиады. Бандиты были разоружены (операция «Арсенал»): сотрудники КГБ изъяли более тонны взрывчатых веществ, почти тысячу пистолетов, полторы тысячи винтовок, сто сорок шесть автоматов и 25 пулемётов.
Жёлтое такси и навигация для туристов
Советский Союз до конца своего существования оставался закрытым государством: свободный туризм иностранцев внутри страны не допускался, визиты зарубежных гостей курировались «Интуристом» или его молодёжным отделением «Спутник». Находясь под бдительной опекой, иностранцы, конечно, не нуждались в каких-то уличных вывесках или указателях — по программным местам их водили сопровождающие. Однако на Олимпиаду должны были приехать тысячи гостей — за всеми не уследишь. Как, не владея русским языком, узнать, где поменять деньги, купить продукты или куда обратиться за помощью?
Разработку справочно-информационных знаков для города выполнили художники мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Московского отделения Художественного фонда РСФСР. Многие символы просто копировали международный образец (например, пиктограмма первой помощи), но были и чисто советские. Например, знак «закрыто на обед». Кроме того, стандартизации подвергся общественный транспорт: именно к Олимпиаде московские автомобили-такси стали жёлтыми. До этого цвет машины мог быть любой, а принадлежность к таксопарку определялась наличием «шашечек».
Патрон для пистолета Макарова 9Х18 СП-7
В июне 1977 года на базе пятого управления КГБ был сформирован «олимпийский» 11 отдел, отвечающий за безопасность готовящихся Игр. Основания для беспокойства были самые серьёзные. В январе того же года в Москве прогремело сразу три взрыва: в вагоне метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская»; в продуктовом магазине на Лубянке (непосредственно возле «офиса» КГБ); и около продовольственного магазина на улице Никольской. Погибли 7 человек, 37 получили ранения. Террористами оказались армянские националисты.
Советские спецслужбы провели колоссальную работу по недопущению каких-либо эксцессов: шесть тысяч иностранных гостей были «забракованы», ещё около трёх тысяч находились под постоянным наблюдением. Однако последним «рубежом обороны» Олимпиады оставались вооружённые сотрудники в штатском.
Для них в ЦНИИТОЧМАШ был разработан специальный патрон СП-7 повышенного поражающего действия. Такого рода экспансивные боеприпасы используют в основном охотники — Гаагской конвенцией о правилах и обычаях войны они запрещены как негуманные. Лёгкая тупоносая пуля с пластиковым сердечником снабжена 6 насечками; при попадании она «раскрывается» в теле, словно цветочный бутон, оставляя широкий раневой канал. Кроме того, пули СП-7 дают меньше рикошетов при промахах, нежели обычные армейские, что важно, когда стрельба ведётся в людных местах.
Жевательная резинка
Жвачка в СССР долгое время считалась продуктом идеологически вредным, являющимся частью прозападного «буржуазного» образа жизни, наряду с «Кока-колой» и джинсами. Впервые попробовать запретный плод москвичи смогли в 1957 году, во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Кстати, именно тогда возникла знаменитая фраза «мир, дружба, жвачка». Резинка быстро приобрела культовый статус среди подростков: жёванную жвачку могли одалживать (например, перед походом на свидание, в качестве «статусного» атрибута), а то и жевать всем классом поочерёдно.
Понимая, какой разрушительный эффект может произвести западная жвачка на Олимпиаде, руководство страны приняло решение искоренить дефицит этого продукта. Производство резинки было налажено на кондитерских фабриках «РотФронт» в Москве и «Калев» в Таллине, причём в солидных объёмах — 1,65 тысяч тонн в год. Первая партия жвачек сошла с конвейера в 1979 году; советский «бубльгум» был трёх сортов — клубничный, апельсиновый и мятный. Любопытно, что дизайн упаковки полностью копировал Wrigley — пять пластинок в цветной пачке, завёрнутые в фольгированную бумагу. Отметим, что советская жвачка выпускалась вплоть до 90-х годов.
Мультфильмы
Якобы, отрицательные персонажи, мешающие Медвежонку Мише, талисману Игр, участвовать в Олимпиаде, «срисованы» с западных политиков. В Бабе-Яге при желании можно разглядеть намек на Маргарет Тэтчер (тогдашний премьер-министр Великобритании); в Кощее узнать экс-президента США Джимми Картера; а Змей Горыныч будто бы символизирует бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шмидта.
Так это или нет, сейчас сложно судить. Но мультфильм, выпущенный аккурат к Олимпиаде, воспринимался взрослыми зрителями не иначе как издёвка над провалившимся бойкотом.